Архитектурное бюро «HAUBAUS»





Что мы представляем себе, когда слышим о профессии «архитектор»? Вероятно, перед нашими глазами возникает большая, просторная, чуть запыленная студия с чертёжными столами, за которыми работают сосредоточенного вида люди. В этой студии кипит творческий процесс, рисуются схемы, выводятся тонкие линии, и в этом царстве структур и форм создаются макеты будущих шедевров. Если вы представили себе именно такую картину, то нам придется вас немного разочаровать, потому как современные архитекторы давно уже создают свои чудеса в мониторах компьютеров, и студии их вовсе необязательно должны быть просторными и запыленными. Но зато их сосредоточенность, структурный подход и творческий дух в создании проектов остались всё теми же. Архитектурное бюро «HAUBAUS» («Хаубаус») располагается в самом центре Санкт-Петербурга и является одним из самых востребованных и в России, и за рубежом. Его основатель – Вячеслав Хомутов, человек, знающий о проектировании общественных зданий и дизайне интерьера всё и даже больше. Мы заглянули в святая святых бюро, поговорили с Вячеславом и съездили в ресторан «Були», дизайн которого был создан по проекту бюро. Но обо всём по порядку.

- Вячеслав, как Вы пришли к тому, чем занимаетесь сейчас?

- Изначально меня привлекло изобразительное искусство, которым я начал заниматься примерно в 14-15 лет. Несмотря на это, я был отдан в Морское училище. Но около 17 лет у меня случился слом. На фоне молодости и романтичности из меня попёрло вдохновение, и я, приходя домой, даже не сняв формы, бросался к бумаге делать зарисовки. В какой-то момент я понял, что бороться с этим бесполезно. В итоге ушел из Морского училища и устроился работать дворником. Все это время продолжал рисовать. В этот же год я поступил в Мухинское училище. Три года там проучился, но затем меня оттуда отчислили за, если можно так выразиться, «вольнодумское»  творчество. Надо сказать, что мне очень повезло с учителями. Например, один из них – Александр Павлович Зайцев, человек, который провел долгое время в Эрмитаже, занимаясь исследованием закономерностей построения пластических картин. И вот, отслужив в армии, я вернулся с совершенно другим взглядом на то, что в жизни главное. Затем спокойно окончил училище по кафедре «Дизайн» и на протяжении семи лет преподавал там, пока мне не стало «тесно». Параллельно я занимался живописью, ездил по всему миру, выставлял свои картины. И на заработанные деньги построил себе дом. Да так этот процесс меня увлек, что в какой-то момент ко мне стали обращаться как к архитектору и дизайнеру. Так сложились внешние условия, что постепенно проектирование вытеснило выставочную деятельность. 

-  У вас, как мы понимаем, непосредственно архитектурного образования не было, когда Вы приступали к проектировочной деятельности?

- Я же закончил Мухинское училище по кафедре «дизайн», и это уже дает необходимую базу. Хочу вам сказать, что иметь архитектурное образование сейчас не столь важно, да и так было почти всегда: раньше тот, кто хорошо рисовал, имел пространственное мышление, и, что немаловажно, умел грамотно организовывать процесс, мог и спроектировать собор, и рисовать фрески. А сейчас технологии, которые снимают рутинную работу, делают это знание универсальным. То есть, спроектировать небоскреб или интерьер – это уже без разницы. Наиболее востребованы всегда идеи. Я отношусь к этому не только и не столько как к зарабатыванию денег, но скорее как к квесту. Основное – это пластическая идея, ее хороший уровень, качество. Часто, чтобы возникающие в голове идеи не пропадали, я делаю эскизы. А потом могу случайно к ним вернуться, и из этого может родиться новый проект. 

- Что вообще сейчас происходит в мире современной архитектуры и дизайна? Какие наблюдаются тенденции?

- Тут, конечно, сразу надо сказать, что ориентир в плане тенденций и рождения идей находится в Европе. Здание воспринимается не как коробка с дырками, а как скульптура, имеющая свою форму. В то же время, основной двигатель – технологии и материалы. Светодиодное освещение также привнесло новые возможности в светодизайн, в связи с чем изменилось и отношение к проектированию интерьеров в целом. Всегда, когда мы говорим о тенденциях, нужно делить на два блока: новаторское направление и традиционное.


- Что в этом плане происходит в Санкт-Петербурге?

- Я, наверное, жестко скажу, но мне кажется, что ничего. 

- Да? И даже если говорить про отход от традиций – этого совсем не наблюдается в архитектуре?

- Ну, с архитектурой у нас всё очень сложно. Здесь есть 10-15 мастерских, занимающихся «большой» архитектурой в своем ограниченном круге. И, собственно, всё. Меня в архитектуре Петербурга нет, так уж вышло.

- А с чем это связано?

- Узкий рынок. Я иногда еду домой и вижу вокруг огромное количество чудовищных построек. И ведь их кто-то строит! И ведь это делают, более того, профессионалы. Думаю, это какая-то внутренняя проблема. Это даже не в плоскости архитектуры – это вопрос человеческого мировоззрения, того, как люди относятся к визуальному окружению. И если, например, мне в это влезать, то слишком много нужно принести жертв – и материальных, и моральных, которые не окупятся. Мне, как я уже говорил, важнее всего качественная, оригинальная идея.




- А насколько для архитектора-дизайнера важна «душа» пространства, помимо создания формы-оболочки?

- Смотрите. Вот, например, есть некая пластическая идея интерьера ресторана, которая тащит за собой всё остальное. Очень важна планировка посадочных мест, потом идет начинка: мебель, поддерживающая идею, цветовая гамма, в которой это будет жить, фактуры, акценты интересные, свет. Это те основные слои, в которых работает профессионал. 

- В данный момент основной процент Ваших клиентов – это кто?

- Разные. Закончили недавно стоматологическую клинику Бостонского стоматологического центра. Делаем два частных проекта в Москве, один дом под Питером и еще несколько на уровне проектировки.

- И наверняка в Вашей практике были какие-то особенно сложные проекты?

- У нас очень сложная работа, которая много в себя включает. Но самое сложное, наверное, это межчеловеческие отношения. Ведь в процессе работы ты вступаешь в тесные отношения со своими клиентами, а там может быть много подводных камней. Так что 80% – это людской фактор, а остальное всегда решается. 

- Какие сильные стороны вашей студии можно выделить?

- Самое первое – это креативность. Всё, что мы делаем, это дизайн с хорошим вкусом, а не рутинная работа. Мы придумываем и , главное, реализуем идею до конца. А второе – техническая подкованность. Сейчас в нашей студии, наверное, самый сильный состав за всё время нашего существования. Мы стараемся выпускать штучный продукт. Каждая работа отличается от предыдущей, имеет свою историю. Мне всегда хотелось добиться чего-то, что мог бы делать только я. Внутри есть какое-то побуждение сделать нечто, развить то, что видишь внутренним взглядом, и затем реализовать. Так же и в нашей студии.

 


- Если бы Вам сейчас сказали, что Вы можете изменить всё, что захотите, в архитектуре и дизайне, в частности, Санкт-Петербурга, то что бы это было?

- Я бы занялся «никакой» архитектурой. Той, которая начинается, когда заканчивается центр города. Заметьте, всё, что творится вокруг метро, это невнятная, серая масса из каких-то ларьков и павильонов. Хочется всё это привести в архитектурный вид. Достаточно доехать до пригорода Хельсинки – там можно увидеть, как это может решаться. То есть, у нас перед глазами уже есть готовые варианты решения проблем. Хочется поднимать пандусы вокруг дорог, выносить бараки за пределы города, делать более оригинальные заграждения. Это всё должно происходить на уровне организационных решений и четкого следования этим установленным правилам. Хотя процесс так или иначе движется.

- Вы, в общем-то, оптимист?

- Вообще я реалист. Я считаю, что жизнь может складываться по-разному, условия внешние могут быть любыми, но должно быть некое твоё поле, в рамках которого ты можешь делать всё так, как хочешь – красиво и качественно.

 ______________

После разговора мы сели в машину и отправились в ресторан «Були», расположенный в петроградской стороне. Основной декоративный прием здесь: металлическая стена с диодной подсветкой, низкий стол сложной формы из благородного ореха, авторские светильники, мебель, спроектированная архитектурным бюро «Хаубаус». От себя скажем, что пространство получилось хоть и небольшим, но довольно ёмким и стильным, что крайне важно для современного Санкт-Петербурга, привыкшего ограничивать себя в экспериментах.





фото/текст: Наталья Шумилова, gayanat project, 2015

0 коммент.:

Отправить комментарий