Уильям Ламберти. О целях, ароматах детства, толерантности и уютных ресторанах.


Многие знают итальянца Уильяма Ламберти как уникального ресторатора, шеф-повара и человека с отменным вкусом. Рестораны, которые он открывает, молниеносно становятся модными, а люди, ценящие в еде качество и пользу для здоровья, рассказывают друг другу об очередном кулинарном шедевре, приготовленном руками мастера. Впрочем, за внешним образом успешного человека скрывается тот, кто прошел долгий путь к тому, что у него есть сейчас. Тот, кто сумел сохранить традиционные, семейные ценности, внутренний стержень, доброту к людям и веру в лучшее, что бы ни произошло. Итак, в нашем душевном интервью - Уильям Ламберти.

- Скажите, что является Вашей главной ценностью, ядром, на котором построена вся Ваша жизнь?
- Самое главное в моей жизни - это моя семья. Однозначно. Во многом потому, что так меня воспитывали: мама моя из сицилийской семьи, где были сильны традиции; мой дедушка был очень уважаемым, известным человеком в своем городе. В чем-то те традиции были жесткими, но для меня семья однозначно стала тем смыслом, на котором основано всё, что я делаю.
- И в ресторанах, которые Вы открываете, также стараетесь вносить концепцию семейного очага?
- Да, пытаюсь передать то, что есть в моей жизни, в моей голове, в моем сердце.
- В одном из интервью Вы рассказывали, что уже в детстве определили для себя, что хотите стать поваром. Вы помните момент, когда к вам пришло это решение? Или, быть может, кто-то из Ваших родственников был связан с ресторанной сферой и Ваш приход туда был закономерен?
- Нет, мои родственники, наоборот, все военные. Поэтому я первый, кто начал совсем другой путь. Помню, как бабушка готовила макароны с восхитительным  запахом теста, помню наши совместные празднования нового года, когда вся семья в сорок человек собиралась  за одним столом, когда отец выключал телевизор, чтобы никто не отвлекался, и все спокойно кушали. Для меня еда и сейчас ассоциируется с праздником, моментом, когда все, часто занятые на работе, с постоянной нехваткой времени,  могут собраться вместе и поделиться друг с другом чем-то. Может, на два часа, может, на пять минут, не важно, - всё это компенсируется слихвой той радостью единения, которую все получают. Поэтому да, все, что касается стола, это корень, который держит всю мою жизнь.
- А какие вкусы и запахи из детства, кроме аромата упомянутых макарон, запомнились Вам наиболее ярко?
- Например, мортаделла, что-то наподобие докторской колбасы. В школьные годы мы с друзьями готовили сэндвичи с этой мортаделлой, и это было нечто! Ещё запах пармезана, один из самых популярных для любой итальянской семьи. И запах моря.
- Да, здесь запаха моря не найти, к сожалению... Кстати, Вы не испытываете чувства ностальгии по Италии?
- Честно говоря, нет. Хотя я уже более 30 лет не живу там.
- А почему Вы захотели уехать оттуда?
- Не знаю, так получилось. Захотелось пораньше уйти из дома, начать самостоятельную жизнь, увидеть что-то новое. Я паковал чемоданы, когда мне было ещё 14 лет.
- Ваш путь из Италии в Москву был прямым или нет?
- Нет, сначала я отправился в Европу, а потом уже меня пригласили сюда. Так здесь и остался.


- Вы можете назвать себя космополитом, интернациональным человеком, «человеком мира»?
- Человек мира - тот, кто толерантен. Можно быть космополитом и оставаться в рамках своего города, а можно быть путешествующим по всему миру космополитом. Сейчас многое изменилось. Сейчас можно жить в большом городе, где множество представителей других народов, других религий, везде звучат разные языки. И в этом случае просто необходимо быть толерантным. Так что да, я абсолютно толерантен в этом смысле. Я уважаю все религии, всех людей. И если бы все были терпимы и  уважительны к другим, то было бы гораздо больше мира на земле. Люди с другими традициями могут дать много нового. Ведь это же интересно, когда у всех разные менталитеты, разные образы жизни. И та кухня, которая есть у меня сегодня, только благодаря тому, что я от каждого человека, который был в гостях, взял что-то новое, полезное, интересное. Я действительно очень благодарен им всем.
- Как вы думаете, чего сейчас не хватает человеку? В глобальном смысле.
- К сожалению, сейчас все хотят быть бизнесменами, банкирами, хотят быть очень богатыми. Думаю, не хватает реализма, чтобы показать жизнь такой, какая она есть. Не хватает цельности. Можно же быть хорошим человеком, даже если ты уборщица. Все смотрят на меня: вот я, мол, успешный человек. Но никто не видит то, что является обратной стороной этого. Не знают, сколько я работал, прежде чем получить то, что имею сейчас. Когда-то я был беден, мне многое приходилось преодолевать. Но многие люди сейчас к этому не готовы ради достижения цели.
- У Вас, наверное, сильно изменился характер за многие годы испытаний, переездов, различных ситуаций, которые проверяли на прочность. Как Вы думаете, насколько важно человеку постоянно внутренне работать над собой? Например, чтобы быть более демократичным, более спокойным. Поделитесь своим опытом, образно говоря, внутренней эволюции.
- Я считаю, человек либо может родиться с таким желанием, либо нет; не все готовы работать над собой. А дальше ты должен быть сильно уверен в себе, потому что дорога от желания до реализации сложна. Нужно быть на 100% готовым воевать, ставить главные цели перед собой, определять приоритеты. Я горд тем, что все то, что есть у меня сейчас, это то, о чем я мечтал, ещё когда мне было 11 лет.
- Так значит чувство уверенности в себе было с Вами изначально, или Вы его как-то специально развивали?
- Я человек не очень уверенный в себе. Не такой сильный, каким кажусь. Я нормальный человек, у меня есть свои слабости, страхи, «тараканы». Но каждый раз, когда я получаю удар, для меня это стимул стать ещё более сильным, ещё лучше работать над собой. Если ты ничего не боишься, то значит что-то не так. Ты не можешь быть танком. Любовь, семья, чувства - как без этого? Без этого твои цели не имеют большого смысла.


 - И в промежутках между «борьбой» наверняка должны быть «островки отдыха», пространство, где можно перевести дух, побыть собой. Как выглядит этот укромный уголок? Чем Вы в нем занимаетесь?
- Сказать по правде, я мало чем занимаюсь, кроме работы. Разве что путешествия, спорт.
- Но граница между усиленной работой и отдыхом - Вы ее чувствуете? Или работа забирает практически все Ваши силы и внимание?
- Если человек хочет успеха, то отдыхать нет времени. Я отдыхаю крайне мало. Ради успеха нужно быть готовым многим жертвовать. Та работа, которая есть у меня, требует очень много времени. Когда мне было 20 лет, мой рабочий день начинался в 6 часов утра и заканчивался в 12 часов ночи. Спал по 2-3 часа каждый день. Были моменты, когда 4-6 месяцев подряд работал без выходных. Сейчас, конечно, годы берут свое, но подход остался тем же.
- А успех для Вас - это что?
- Хороший вопрос. Думаю, полная гармония внутри себя и с миром. Когда это есть, то всё остальное приходит само собой.
- У Вас несколько ресторанов, везде своя концепция, своя кухня. А если вдуматься, какова цель всего этого?
- Цель – это такая деятельность, которая является и хобби, и работой, и местом, где я живу постоянно. Но уж точно деньги не являются моей важной целью. Если они есть, то хорошо, если нет - значит надо работать ещё усиленнее.
- Просто почему у нас возникает такой вопрос. Сейчас непростое время с финансовой точки зрения и в Европе, и в России. Тем не менее, Вы всё равно продолжаете делать то, что делаете, невзирая ни на что. Так как Вам удается оставаться целостным даже в таких непростых условиях?
- Смотрите, если всё время думать про деньги, то рано или поздно внутри образуются огромные ямы, дыры, пустота. А что после этого останется? Поэтому если человек выбирает путь гармонии, то деньги по-любому приходят. Это не значит, что надо каждый день произносить мантру «Оммм», - это значит, что ты делаешь свою работу спокойно и с уважением к другим людям. Надо больше смотреть на то, что происходит вокруг тебя. И я сейчас говорю все это не абстрактно, а из опыта моей жизни.
- Просто Вы чувствуете себя реализованным человеком.
- Я чувствую себя реализованным, когда приношу пользу.
- То есть Вашим источником вдохновения является чувство полезности?
- Однозначно. Как я могу готовить, не думая о том, что это принесет пользу тому, кто это потом будет есть? Я готовлю для того, кто приходит покушать, чтобы ему было уютно, чтобы он прочувствовал приятную энергию, чтобы ему было комфортно, чтобы он был абсолютно доволен.
- Вы долгое время прожили с людьми, очень отличающимися от вас в плане менталитета. Насколько легко Вам было оставаться в мире с теми, кто вас окружал и окружает?
-  Речь здесь идет о компромиссе. Когда разные менталитеты, разные особенности характера и образы жизни в целом, требуется идти порой на серьезные компромиссы. Например, если речь о муже и жене. Если тебе что-то не нравится, то надо поработать над этим. Иначе мира не будет.
- Ваша жена - русская. Легко ли Вам было поначалу жить вместе?
- Здесь речь о личностях, а не о ментальностях. Она просто воспитана в других традициях. Если бы она была итальянкой, то, наверное, мне это было бы неинтересно. Но вообще мне нравится менталитет русской женщины.
- А как его можно охарактеризовать?
- В них есть больше понимания традиционной семьи. В России сохранились традиционные роли мужчины и женщины. В Европе эти границы уже, к сожалению, стерты; все перепутано. А здесь женщине нравится быть красивой, нравится, когда мужчина надевает ей шубу, когда открывает дверь. Когда я бываю в Италии, то на меня, уже привыкшего к таким вещам и оказывающего такие знаки внимания, смотрят немного как на человека из прошлого.
- Приятно слышать, что Россия - страна, которая сохранила эти роли, потому что у нас как раз возникали сомнения на этот счет (все смеются). Кстати, раз уж мы заговорили про роли, было бы интересно поговорить вот на такую тему. Вы часто взаимодействуете по работе или по другим вопросам с совершенно разными людьми, часто - профессионально успешными, обеспеченными, не обделенными, так сказать, Судьбой. Но у некоторых из них есть свои «скелеты в шкафу», некая обратная сторона, нелицеприятная, темная. И если Вы сталкиваетесь с подобными типажами, насколько легко Вам оставаться с ними по-прежнему услужливым и добродушным (если, например, речь про посетителей ваших ресторанов или коллег)?
- Я принимаю человека таким, как он есть. Он сам строит свою жизнь, он сам будет себя судить. Я никого не сужу, я просто сразу вижу в человеке его лучшую сторону, а остальное – его дело.

- Как думаете, что сейчас происходит в обществе (в России и мире), и куда всё это движется?
- Только в сторону чего-то хорошего. Люди стали более открыты информации. В социальной жизни стало более приятно. То, что было в стране раньше и что сейчас, - небо и земля. За 20 лет многое здесь изменилось. Здесь просто произошло чудо, на мой взгляд.
- Вы очень большой оптимист.
- Я скорее реалист. В любом случае идет прогресс. Везде есть неприятные стороны, но главная цель всё равно окрашена чем-то положительным.
- Вы считаете себя перфекционистом?
- Да, это мой характер. Для меня всё должно быть четко.
- Как Вы думаете, что больше всего притягивает посетителей в Ваших ресторанах?
- Наверное, они приходят ради приятной, теплой атмосферы. И ради вкусной еды. Не всем, конечно, она может нравиться, но всё же (улыбается).
- У Вас в Москве есть любимый ресторан?
- Не могу так однозначно сказать. Есть места, где мне нравится бывать. Например, если я лично знаю их хозяев или шеф-поваров.
- То есть срабатывает человеческий фактор.
- Да. Кроме того, когда я бываю в других ресторанах, мне важно, чтобы там было уютно, комфортно, и чтобы продукты были использованы с пользой для здоровья. А критикой я не занимаюсь, от нее нет никакой пользы.
- Вероятно, смерть многих ресторанов в последнее время подтверждает тот факт, что выживают в основном те, кто строят свое дело на чистых, искренних намерениях, имея сильные человеческие ценности.
- Во-первых, мне очень жаль, что сейчас закрывается такое большое количество ресторанов. Во-вторых, напряженный, критический период - это тест для всех рестораторов. И сейчас остаются те, кто являются настоящими профессионалами в своем деле.
- Жизнь все расставляет по своим местам. Напоследок: что бы Вы могли пожелать тем, кто будет читать это интервью?
- Жизнь короткая. Живите по-максимуму и с удовольствием!


© фото/текст: Наталья Шумилова, gayanat project, 2015

0 коммент.:

Отправить комментарий