Икаро Вальдеррама. Кочевник в поиске внутреннего неба.



Каждый из нас по-своему воспринимает и изучает мир. Кто-то пускается в морское плавание, покоряя беспокойные волны, кто-то ездит в автобусные туры по Европе или испытывает себя на прочность в пустыне верхом на верблюдах.
Но есть и те, кто кочует по Земному шару, скрупулезно исследуя традиции коренных народов и создавая завораживающие сочетания этнических звуков. Наш гость, колумбийский музыкант-путешественник Икаро Вальдеррама, несколько лет назад отправился из жаркой Латинской Америки в суровые просторы Сибирской земли. Что он нашел там? И, главное, как он воспринимает окружающий мир? Об этом и о многом другом мы решили побеседовать с Икаро ранним осенним утром.

GAYANAT: Икаро, расскажи, пожалуйста, когда ты впервые оказался в России?

ИКАРО: 4 года назад я приехал в Башкирию, учился там русскому языку в университете. А потом уже стал ездить по России, и в особенности - по Сибири. Мне было интересно общаться с местными, со стариками, которые сохранили традиции, знания. 

GN: Почему именно Россия? Это далековато от Колумбии.

И:  У меня давно было желание посмотреть мир. Я даже поступил в несколько университетов в разных странах. Но я заболел, мне сделали две операции, потом меня долго лечили индейцы в Амазонке. После операций мне предложили приехать в Башкирию поучить русский язык. Я не сразу согласился, но через разные практики, которыми занимался в Колумбии, понял, что мне обязательно нужно приехать сюда. 

GN:  То есть это было скорее интуитивное чувство?

И: Изначально - да. Но сейчас у меня уже более четкое вИдение, что и для чего я здесь делаю. Мы же часто делаем что-то, сами не зная зачем, и лишь намного позже начинаем видеть перспективу более четко.

GN:  А как ты пришел к этому четкому вИдению того, что нужно делать? Ведь всё равно человек проходит определенную внутреннюю эволюцию: он рождается, впитывает в себя знания от родных, окружения, учится в университете, проходит свои жизненные уроки, и время от времени случаются ключевые события, переворачивающие его жизнь. Что стало для тебя тем спусковым механизмом, толчком, после чего ты полностью обратил свое внимание на духовную, творческую сферу?

И: Это началось давно, намного раньше, чем мы можем себе представить. Человек, как говорят ученые, это молодой вид. Мы недавно на земле, поэтому не всегда сразу понимаем, что нужно делать. Для меня, наверное, наиболее четко это стало ясно в последние четыре года.

GN:  Значит именно знакомство с Россией повлияло на этот процесс?

И: Началось всё в Колумбии. Что касается России - я написал книгу «Сибирь в моих глазах». Есть такая коллекция «Иммигранты». И каждая книга рассказывает об одном городе, в котором живет автор-иммигрант. Там уже есть книги про Нью-Йорк, Париж, Франкфурт; мне предложили написать про Сибирь. Сначала я думал рассказать про какой-то один город, например, про Уфу, но потом понял, что таким образом Сибирь не описать. Я всегда много двигаюсь, ездил по Колумбии, Эквадору, Кубе и другим странам, и даже когда я описываю Сибирь, всё равно и все другие города дают о себе знать через воспоминания, сравнения, - ведь всё взаимосвязано, и все эти города живут во мне, каждый со своей историей.


GN:  Знаешь, почему мы спрашиваем про твой Путь? В нашем обществе существует известная история: человек мыслит и действует привычными шаблонами, находится в рамках «работа-дом-работа-дом» и часто оказывается неудовлетворен своей жизнью, не всегда понимая, для чего он на самом деле здесь, на Земле, живет.  Поэтому порой ему требуется некий совет со стороны или даже, скорее, пример успешно реализовавшегося человека, который бы подтолкнул к переменам в собственной жизни. На наш взгляд, ты и являешься одним из таких людей.

И: Моя реализация... я думаю о себе как о самом недуховном человеке. Ведь как мы понимаем слово «духовный»? У нас есть некий образ: как надо одеваться, в какое место, на какую гору обязательно нужно подняться, какие продукты надо есть, и так далее. Нам кажется, что, выполнив все эти действия, мы станем по-настоящему духовными. Мы не понимаем настоящее значение этого слова. Вот дедушки в Амазонии живут обычной жизнью, пьют чичу (слабоалкогольный напиток Южной Америки, похожий на пиво - прим.), играют музыку, общаются все вместе. Для них обычная жизнь и есть духовный ритуал. Как-то один приезжий человек, который находился среди индейцев, пошел делать комплекс упражнений йоги «Сурья намаскар» («Приветствие солнцу») - все индейцы над ним смеялись. Для этих племен они САМИ сделали Солнце. Это совершенно другой образ, другой взгляд на духовность.

GN:  А расскажи ещё что-нибудь про индейцев? Это очень интересно!

И: Конечно, слово «индеец» – это категория, пустое слово. Я не люблю категории, но раз они помогают нам как-то понимать друг друга, делая это интервью, то ладно. В Колумбии существует более 100 племен. Для них очень важна связь с природой. Сейчас многие считают, что табак – это плохо, и другие растения с похожими свойствами - тоже. Но всё имеет две стороны. Например, табак или лист коки в племенах часто используют в лечебных целях. Но, в то же время, при неправильном обращении они могут сильно вредить, о чем миллионы людей во всем мире хорошо знают. Я не поклонник табака и прочего такого, но многие, зная мощную силу некоторых растений, не умеют правильно распоряжаться тем, что дает природа. 


GN:  Ты был в разных странах.. какое место оказалось наиболее близко твоей душе?

И: Мне нравятся разные места, поэтому я много двигаюсь. Наверное, когда найду такое самое близкое мне место, то останусь там жить. Очень люблю Латинскую Америку, особенно Эквадор, у меня там много друзей. Ну и Россия, она для меня как континент, с разными по духу городами. Например, Тува и Москва очень отличаются, но и там и там есть разные вещи, которые нравятся. Самое дорогое место – это Байкал, я очень уважаю и люблю его. Недавно был записан диск «Трансбайкал 2.1» - я хочу таким образом вернуть долг Байкалу, т.к. он много мне дал за эти годы. 17 июля, в свой день рождения, я делал концерт. Был момент, когда все вместе пели: «Байкал! Байкал! Байкал!» В этот момент я подумал, что слишком мал для такого огромного Байкала. И такие моменты уникальны.

GN:  А ты концерты делаешь чаще с группой или предпочитаешь выступать один?

И: Так как я много двигаюсь, то решил, что мне не нужна одна группа. Я Икаро, но я открыт и могу играть с разными музыкантами. Вчера, например, был концерт с перкуссионистом, с которым познакомились в Сибири; он живет в Питере, но очень хотел поиграть со мной. И есть разные люди, не только музыканты. Вот с одним фотографом мы написали недавно книгу. Отобрали 40 фотографий, я написал хокку: на одной странице - текст, на другой – фото; получилось красиво. Она называется «Ventanas del Silencio» («Окна Тишины»). И с режиссерами работаю. Мы хотим сделать документальный фильм. Там про путешествие на микроавтобусе по Сибири, Казахстану и другим местам. Хотим показать процесс собирания музыкальных традиций, и сделать потом большой концерт. Фильм будет называться «Ikaro and The Siberian Machine».

GN:  Знаешь, в Индии ещё несколько лет назад музыкальные традиции оставались в рамках рода. То есть отцы передавали эти секреты своим сыновьям, а те – своим детям, и так далее. Но это не выносилось на публику. Лишь в последнее время стало доступно для всех обучение игре на традиционных инструментах или танцам. Скажи, есть ли что-то похожее в плане закрытых родовых традиций в Латинской Америке?

И: Да, конечно, есть. Говорят, очень давно все люди жили вместе. А потом все разделились, появились разные языки, происходили войны. Сейчас есть тенденция опять соединиться, со всех 4 направлений: «желтые» люди, «красные», «черные» и «белые». Поэтому, наверное, я могу сейчас разговаривать с вами на русском языке. Если мы хотим быть снова вместе, то этот процесс не будет простым. Как нам взять и понять друг друга, будучи такими разными? И в этом процессе соединения важно не потерять нить, где родилось то или иное знание, надо уважать чужие традиции. И заново учиться жить в мире, который вмещает в себя всё, как общий суп.

GN:  По сути, тебе это удалось через музыку.

И: Не знаю. Я только начинаю это понимать.  Я пытаюсь жить свободно. Я в процессе. Что для меня свобода? Это Небо. Небо – это не просто облако или голубой цвет. Небо - это Космос. Поэтому кочевники смотрят в небо и двигаются вперед. Для тех, кто может сориентироваться в разных ситуациях под открытым небом, всё возможно. Конечно, можно жить в категории «делаю то, что нужно». Но мир – игра, и не надо жаловаться ни на что. Я не люблю, когда говорят: «У меня нет денег, работа тяжелая, квартплата высокая». Ты же сам решил работать на этой работе, сам купил квартиру, сам всё это выбрал! Мы можем изменить перспективу, найти другие варианты. Каждый день. Кочевник – это не тот, кто ездит по разным странам. Это тот, кто открыт Внутреннему Небу. Эти люди - Духовные Кочевники. Нам всё открывается постепенно. Я хочу открыть, увидеть в себе этот Внутренний Космос через голос и музыку, кто-то другой может сделать это иными способами. Внутри нас давно уже всё есть. И те практики, которые существуют в современном мире, лишь помогают в этом. Небо большое, и можно двигаться в любую сторону. Небо бесконечно. 
 ***

 

Благодарим пространство Чайной студии «Открытого мира» (http://openw.ru/about/tea) за предоставленное помещение для интервью и съемок. 

 

© фото/текст: Наталья Шумилова, gayanat project, 2015

0 коммент.:

Отправить комментарий