BSHARA ATALLAH. МОНОЛОГ ХУДОЖНИКА.

photo: kamel zebib

Иногда нам удается встречать таких людей, которых сложно вместить  хоть в какие-то рамки. Их внутренний мир настолько бескрайний, а слов, которые льются из них потоком, так много, что нам ничего не остается, кроме как предоставить им пространство для большого Монолога. В этой рубрике наши герои говорят о своем сокровенном подобно актеру на большой сцене, на которого направлен один яркий софит, в то время как в зале - полнейшая тишина и театральная темнота. Абсолютная интимность в самом высоком смысле этого слова. Только всмотритесь. Только вслушайтесь...

О СЕБЕ И О СВОЁМ ДЕЛЕ.

Меня зовут Bshara Atallah. Мне 42 года, родился в Бейруте, где мы и прожили всю гражданскую войну.  Свои первые 15 лет жизни я провел в войне.
Что касается образования - я учился по трем направлениям. Государственное управление, население и демографию я изучал в Бейруте, и одновременно с этим занимался актерским делом и режиссурой. В настоящий момент я занимаюсь искусством намного больше, чем административными вопросами. Но спустя какое-то время я понял, что обязан администрировать всю свою каждодневную работу.  Даже если это искусство, творчество, тебе приходится работать с людьми, бумажками. Я актер, танцор, хореограф, стилист, иногда дизайнер костюмов в театре и кино-проектах. Вообще, интересно заниматься искусством и иметь возможность бывать в нескольких местах одновременно. Например, люди видят посты в facebook'е и говорят: "О Боже, ты в Монреале!" А я отвечаю, что я в Бейруте, но мой фильм в Монреале.  Забавно: выложишь ты фото, допустим, из Берлина, а люди будут думать, что ты сейчас там. Также веду курсы актерского мастерства в небольшой школе в Бейруте. За последние 5 лет я делал три проекта, которые участвовали в фестивалях в Бейруте в театре . Еще планирую одну работу, связанную с продакшном.

О ВДОХНОВЕНИИ.

Меня вдохновляет все вокруг. Например, если я вижу много мусора, то он меня вдохновляет на определенные поступки. Если вижу много жестокости, то это вдохновляет на поступки против жестокости. Когда ты художник, ты изображаешь все, что вокруг, что тревожит тебя и причиняет боль.  Многие живущие в более благоприятных местах думают, что, например, надо поехать в Индию, где много "просветленных" людей. То есть они ищут этот некий антагонизм, а я это все имею уже у себя в Ливане. Иногда художнику надо быть и активистом, иначе ничего не изменится.  Например, я хотел быть художником, хотел пойти и получить образование, чтобы было официально, и дальше стало бы проще заниматься многими вещами, это как виза. Я как бы пытался изменить точку зрения у людей, сделать их лучше или сказать им: "Вы можете быть лучше, если поменяете поведение, точку зрения или если побудете в чьей-то шкуре". Но люди предпочитают не углубляться в какие-то вещи и ссылаться на "плохую память". Даже огромную войну в Ливане люди как бы забыли. Конечно, война - это болезненно. Люди хотят избавиться от боли, и когда война закончена, они думают, что наконец-то можно жить,  как хочется. Но, если присмотреться, в людях, переживших войну, внутри есть нечто, что диктует им, что они должны трудиться и бороться еще сильнее, потому что сейчас время убедиться в том, что подобное не произойдет снова. Потому что когда война закончена, что-то продолжает тлеть где-то внутри нас, а потом внезапно выходить на поверхность и взрываться.  Ну, это часть того, что вдохновляет меня.

Красивые вещи тоже вдохновляют меня. Природа, цвета, запах цветов, люди, детские улыбки, я люблю общаться с людьми из разных сфер деятельности, стран, религий, статусов.  Мне нравится такое разнообразие, я очень легок в общении.  Когда общаешься, узнаешь много нового, этот обмен идей, мыслей прекрасен. И это тоже становится вдохновением для какой-то работы.  В основном, работы, которыми я занимаюсь, мне интересны, потому что я избирательный. Именно поэтому я сказал "да" на разговор с вами.  Если я говорю "да" на какой-то проект, это значит, что я ознакомился со сценарием, что я вижу перспективу итоговой работы.  И я люблю такие проекты, где вижу конечный результат и могу почувствовать, что я повлиял как-то на отношение людей к чему-либо. Может быть, потом люди сами смогут создать какие-то изменения для себя. 

photo: Nadine Abou Zaki


БЫТЬ ХУДОЖНИКОМ - КАК ЭТО?

Если покопаться в истории, посмотреть на разных художников, то можно обнаружить, что быть художником - это сложно всегда. Нелегко быть бедным, нелегко быть богатым, инженером, доктором, психологом. И нелегко быть ЧЕЛОВЕКОМ, так как нужна огромная каждодневная работа над собой.  Нужно каждый день говорить себе: "Я должен быть лучше",  независимо от уровня мышления. Даже продавцы на улицах - если спросить, как прошел день, они скажут, что не очень, так как у них купили мало цветов, им хочется продать больше, быть лучше в глазах других.

В Художнике есть некое стремление, направленное на людей, то есть он хочет менять мир к лучшему. И это здорово, сама мысль об этом уже прекрасна. Если мы делаем что-то, что делает других лучше, то мы улучшаем планету. Даже было такое исследование, где говорилось, что если все люди планеты одновременно прыгнут, то они смогут двинуть планету. Вообще, мысль о работе сообща, коллективно - она прекрасна.

Знаете, все так быстро происходит, мозг каждый раз должен адаптироваться под изменения, у окружающих людей разные заботы, но очень хочется просто тишины, чтобы перезагрузить себя. Ты все время думаешь о работе, о семье, друзьях и так далее, но в какой-то момент вспоминаешь, что есть и ты сам и нужна реально минута тишины и свободного дыхания.

photo: kamel zebib

Война у многих отняла ощущение "завтра", т.е. люди живут сегодняшним днем. Много фильмов снято на тему будущего. И если понимаешь, что будущего нет, то надо что-то делать, чтобы оно было. И иногда важно не то, ЧТО  ты делаешь, а КАК ты делаешь. Понимаете, улыбка влияет, прикосновения, объятия и эти вещи бескорыстные. Используйте их, они сделают и вас счастливее, и людей вокруг. И так вы можете стать позитивным и менять немного что-то вокруг. У человека есть выбор. Нужно искать то, что интересно вам и миру одновременно. Если быть эгоцентриком, рискуешь остаться один. Те, кто не делятся мыслями и идеями, не так много и получают от людей. Обмен важен, и люди рождены с этим. И когда ты начинаешь общаться и взаимодействовать, у тебя пропадает страх. А ведь многие боятся общения.  Война работает так же: я не хочу знать, кто ты, я просто хочу убить тебя. Может, и моя, и ваша деятельность как раз приносит пользу и позволяет человеку задуматься, что, например, мы можем объединиться и вместе бежать вперед вместо постоянного соперничества.  Может, мы можем двигать друг друга вперед. А то, что сейчас происходит, просто ужасает меня как художника, ввергает в депрессию. Все так ужасно, что многие хотят уехать.

Например, если взглянуть на человеческую жестокость. За последние 4 года было зафиксировано много случаев убийств и избиений женщин их мужьями, или членами семьи.  Что происходит? Зачем люди женятся из-за любви, а потом убивают друг друга из-за любви? Как донести до человека, что нужно прежде подумать, а потом действовать? Как донести мысли, свою точку зрения людям и позволить им донести до тебя их собственную? Иногда искусство этим и занимается - позволяет вам увидеть вещи с разных ракурсов: с точки зрения директора, актера, хореографа, танцора, скульптора. И когда это получается, ты думаешь: "Вау!"

О МЕНТАЛИТЕТЕ ЛИВАНЦЕВ.

В целом, в людях тут есть все, что есть во всех остальных, но выделяет особая гостеприимность.  Они рады приветствовать вас и делать для вас всё самое лучшее. Возможно, это связано с тем, что маленькая страна, с особенностями внутреннего устройства, а может, люди сами такие. Может, они искренние. На самом деле, если вы поедете в очень бедный регион, вы поймете, что они действительно очень искренние.



10 лет назад я работал над фильмом под названием Under the bombs. Мы были на юге Ливана, где многое было разрушено израильской армией. Мы с директором, понимая, что люди там не в лучшем положении, решили взять для них сладости. В той деревне мы увидели двух женщин, которые направлялись в свой дом. А их дом сравнялся с землей... Мы спросили, как у них дела. Они ответили: "Ну, у нас дом уже сравнялся с землей, машина разрушена, но ничего, спасибо Богу, что мы живы, мы построим новый дом, будем работать и купим новый автомобиль." Это очень позитивное мышление человека, который потерял все. И мы им предложили арабские сладости, на что они ответили: "Тогда вы должны будете выпить с нами кофе".

Иногда кажется, что люди, не имеющие ничего, и есть самые богатые, потому что они великодушные. Они дают все от чистого сердца. Они предоставят вам очень теплый прием, кофе, прекрасную беседу, они впускают вас в свою жизнь и, думаю, это и есть проявление богатства. Люди в Ливане такие вещи делают автоматически, и вы это можете сами ощутить, если пообщаетесь.  Они тут же помогут, если необходимо.


О СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМАХ.

Есть определенная масса людей, которые любят выпендриваться.  1% населения очень богаты, имеют все, а остальные 99% бедны. А потом невольно задумываешься: а надо ли все это на самом деле? Например, что я буду делать с 1 млн долларов? Смогу ли я потратить их сразу? Иногда гораздо приятнее ощущать, что, несмотря на усталость, ты всё сам честно заработал. Да, иметь достаточно денег для того, что хочешь , это прекрасно, но не иметь достаточно денег - это порой еще лучше, так как это дает тебе понять, что НА САМОМ ДЕЛЕ ты хочешь. Кстати, в Ливане много людей, не равнодушных к происходящему в мире.

Но есть все равно некая дискриминация, когда люди принимают какую-то одну сторону. Например, ливанцы не любят не ливанцев. Они не любят сирийцев, потому что те берут их работу; африканцев - потому, что они черные;  филиппинцев - потому, что они делают работы по дому и учат детей говорить по-английский; выходцев из Шри-Ланки - потому, что их еда пахнет. А как на счет того, чтобы начать просто любить людей? Ведь тогда ты и сам хорошо будешь чувствовать себя. Ведь мы живем все вместе. Любовь к человеку не должна быть связана с цветом кожи, религией, мышлением, сексуальной ориентацией, просто будь человеком, который принимает других людей. Многие люди не принимают этот факт, потому что они "ливанцы" и, мол, они поэтому лучше других.  Если ты в самом деле хороший такой ливанец, докажи. Начни любить остальных.  Я очень часто конфликтую с людьми по поводу этой дискриминации, я терпеть не могу это. Думаю, пора расширить горизонты и  начать больше видеть. И по факту, я этим же занимаюсь на своих уроках актерского мастерства. Я говорю ученикам: "Я буду учить вас не просто актерскому искусству, а еще и тому, как стать лучше". Если ты умеешь двигать стены, летать , это еще не супермен, супермен - это желание изменить что-то к лучшему.  Если ты так можешь, то значит, ты супер-человек.

photo: Roland Haddad


О СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.

Молодое поколение думает, что все вокруг новое и было сделано исключительно для них.  Например, они удивляются, когда узнают, что что-то было уже в 70-е. Технологии не новые, мы просто работаем, совершенствуем, но многое возникло очень давно, вовсе не вчера. 
Среди моих учеников не только молодые, есть и старше меня. Интересно, что такие люди приходят ко мне, чтобы освободить себя.  Ты как бы можешь себя окунуть в ситуации, где ты можешь кричать, плакать - и тебя никто не осудит.  Этого хотят все: и молодые, и взрослые. Все они приходят на урок, чтобы узнать, как быть свободным. Многие переживают перед публичными выступлениями, думают, как выглядеть, что говорить. Если ты знаешь, что делаешь, делай это хорошо, т.е. будь собой.

Общество диктует нам какие-то вещи, и мы порой начинаем это принимать за истину. А истина, по моему мнению, это нечто, над чем ты должен работать ежедневно. Абсолютной истины нет. Например, если я не знаю, из чего сделано это, я начну копаться и выяснять. И невозможно знать все, но можно прикладывать усилия, чтобы узнавать. Сейчас многое происходит виртуально, и люди порой не знают, как организовать свое "настоящее".  Они думают либо о прошлом, либо о будущем, забывая о самом ценном моменте - настоящем.

Я не пессимистичный человек. Все хотят лучшей жизни. Я лишь боюсь тех людей, которые боятся изменений. Они не толкают вперед, не пытаются. Если ты в страхе, изменений не будет. Я считаю, что хорошие изменения могут быть, если у людей будет желание.

*в этот момент ресторан делает нам комплимент в виде десерта, на что Бшара говорит:   
              
Вот, смотрите-ка - думаю, что да, всё-таки вещи изменятся к лучшему. (улыбается)
Это знак.



(с) gayanat project, 2017

0 коммент.:

Отправить комментарий