ERNEST GOODMAN: ПУТЬ РЕЖИССЁРА

 

Если бы вас попросили описать образ типичного голливудского режиссера, вероятно, вы бы нарисовали в своем воображении некоего белозубого мужчину, разъезжающего на шикарном кабриолете, окруженного толпами актрис, живущего в белом особняке и легко кидающего деньги и слова на ветер.
Но наш гость, кинорежиссер и сценарист Эрнест Гудман, уже много лет проживающий и работающий в Лос-Анджелесе, ломает этот стереотип. В нем совершенно нет напыщенного самодовольства и других атрибутов голливудской жизни, которую мы способны себе представить. Благодаря своей открытости, целеустремленности и энергичности, Эрнест стал очень успешен как в режиссерской, так и в преподавательской деятельности. Его корни имеют русское происхождение; у него четыре высших образований; он консервативен и преданно влюблен в классическую литературу; у него спокойный тембр голоса, и он подкупающе внимателен по отношению к своему собеседнику. Мы попросили Эрнеста Гудмана поделиться некоторыми секретами своей профессии и рассказать о важных составляющих успеха.



GN: Расскажи о себе. Где началась история твоей жизни и как ты пришел в профессию режиссера?
- Я родился и вырос в России, в Тюменской области.  У меня несколько образований: биологическое, юридическое, режиссерское и театральное.   Сначала я закончил биологический факультет, учился на «отлично», а потом начал снимать небольшие фильмы, путешествовал, увлекся театром. Затем уехал в Москву. После – в 2007 году я переехал в Лос-Анджелес на постоянное местожительство. В США я получил ещё два образования: учился в юридической школе со специализацией «кино» (entertainment law), то есть всем, что связано со сферами кино и шоу-бизнеса. Потом я уехал в Сан-Франциско, где получил режиссерское образование в Академии искусств. Это довольно известное заведение, хотя в России о нем не знают. И затем снова вернулся в Лос-Анджелес, долгое время снимал короткометражные фильмы, делал театральные постановки. Недавно написал книгу, которая скоро выходит в свет. 

GN: Скажи, пожалуйста, а твой отец американец? Просто фамилия у тебя явно не русская.

- Нет. То есть родственники есть, но мои родители живут в России. У меня тут как-то спрашивали: «Откуда ты?» Я ответил: «Я из Сибири».  Они: «О, вау!». Тут считают, что Сибирь – это что-то такое самое далекое из того, что себе можно представить.

GN: Кстати, интересно, что многие иностранцы, особенно европейцы, рвутся в Сибирь, в самую её глухую часть…
- Да, там очень красиво. Вчера меня, значит, спрашивают: «А там у вас в Сибири есть транспорт?» Я говорю: «Мы в школу ездили на белых медведях и на оленях». Они, такие, смотрят на меня, смотрят… вот так я издеваюсь над ними (смеется).

GN: Легко ли тебе дался переезд из России в США?
- Переехать в другую страну – это, конечно, надо решиться. Да, это нелегко. Мне кажется, нужно быть человеком определенного склада характера. Потому что многие люди очень привязаны к месту и не хотят ничего менять. Мне очень скучно, если что-то долго не меняется. Мне нужны новые просторы, новые люди, знания. И ещё, я понял, что когда ты путешествуешь, ты понимаешь, что мир совершенно иной, чем кажется. Это определенно расширяет сознание. Мне здесь нравится, я уехал сюда намеренно. Я вообще стараюсь жить по принципу: нужно жить там, где ты хочешь жить, заниматься тем, что ты любишь, и жить с теми, кого ты любишь. 
Ещё я не боюсь трудностей. Жизнь не такая уж длинная, чтобы прятаться от всего и плыть по течению. Это не моё. 

GN: Ты много чем увлекался, у тебя несколько профессий – скажи, как ты в своей нынешней деятельности режиссера применяешь всё, чему ты научился ранее?
- Вообще для профессии режиссера необходим жизненный опыт. А для профессии сценариста – тем более. Для того, чтобы снимать действительность правдоподобно, нужно иметь большой опыт жизненных наблюдений. Насколько я знаю, во ВГИКе одним из требований для абитуриентов, поступающих на факультет режиссуры, раньше являлась как раз необходимость в большом опыте жизненных наблюдений. Здесь, в США, такого нет, но в целом это правильно. Поэтому все мои навыки очень помогают в работе.

 GN: Что тебя больше всего цепляет в профессии режиссера?
- Возможность что-то донести. Любой фильм несет ‘message’, некую фабулу. Если ты нечто просто словами скажешь людям, то они это могут не услышать. А если ты это обернешь в форму драматического искусства, преподнесешь в виде комедии или драмы, то они услышат то, что ты хочешь сказать. То есть киноискусство состоит в том, чтобы объединить ‘message’ со всеми техниками для удержания внимания. 

GN: А какой он – твой зритель? И чем отличается твое вИдение от вИдения других режиссеров?
- Это люди взрослые, не тинейджеры.
 У меня несколько консервативный взгляд на взаимоотношения мужчины и женщины – поэтому в моих фильмах нет секса и насилия. У меня больше поднимаются классические темы. Может, это и не совсем оригинально, но это то, что очень важно для меня.

GN: Давай поговорим более подробно о твоих проектах. Чем ты занимаешься сейчас?
- Я в следующем году буду снимать фильм. Он по мотивам произведения Чехова «Человек в футляре», но это американский фильм, как, своего рода, ответ на вопрос: а что, если бы эта история произошла в Америке в современное время?  У фильма есть особенность – для того, чтобы привлечь как можно больше зрителей, фильм является романтической комедией, а не драмой, в отличие, например, от одноименного фильма, снятого в 30-х годах прошлого века. А также он заканчивается хорошо, хотя в оригинальном произведении всё заканчивается смертью главного героя. Таким образом, моя американская адаптация иная, но ‘message’ сохранен.
Если помнишь, это история о человеке, который живет правилами, законами, боится их нарушить. И он любит свой «футляр» больше, чем людей. Такие люди есть везде. Скажем, здесь в Америке они тоже есть – в школах, университетах, в организациях. Поэтому тема свободы и несвободы актуальна для любой страны.
Вообще классические произведения бессмертны: можно взять любую историю и снять фильм в любой стране мира – например, в Китае, в Мексике, в США. В России почему-то принято считать, что произведения, написанные русскими классиками, это только российская тема, но вообще-то весь мир вовсе не считает это чем-то чисто российским, потому что классическая культура – это мировое достояние. Если даже спросить у кого-нибудь, кто такой Достоевский, мало кто вспомнит, что он русский.
Есть такая международная база данных – IMDB. Так вот если там набрать в поиске «Антон Чехов», то всплывет 377 фильмов. И это только лишь те, что зарегистрированы на этом сайте.  А по Шекспиру знаешь сколько? 999. Так что фильмы по классическим произведениям будут сниматься бесконечно долго. Раньше я уже снимал короткометражные фильмы по Чехову, они прошли многие фестивали, и я увидел, что людям нравится. 

GN: На каком этапе сейчас находится работа над съемкой фильма?
- Сценарий готов, и сейчас продюсеры ведут переговоры с актерами, мы хотим туда привлечь некоторых «звезд».
И ещё, к теме про то, чем я занимаюсь сейчас, - недавно написал книгу, сейчас её редактируют, но она скоро выйдет. Она называется  The Art of Directing Actors.

GN: А можешь перечислить, что ты уже отснял и какие были результаты? 
- Я снял порядка 10 короткометражных фильмов, и сейчас я совершаю переход в мир полнометражного кино. Многие из короткометражек были довольно популярны, в том числе два из них были сняты по рассказам Чехова.  Например, фильм «Гость» прошел через несколько кинофестивалей в США, и даже получил кое-какие награды.

GN: Ты привлекаешь к съемкам в своих фильмах русских актеров. В связи с этим вопрос: с какими актерами тебе комфортнее работается – с американскими или русскими?
- Это не зависит от национальности – важнее личность человека. 

GN: А разница между американской и русской актерскими школами чувствуется сильно?
- Вообще американские школы актерского мастерства и режиссуры, как и во всем мире, основываются на методе Станиславского и его учеников. Поэтому системы, и в России и в Америке, очень похожи. Отличия могут быть лишь в плане терминологии, но принцип такой же.

GN: Создается впечатление, что американцы – это люди, которые не боятся работы, ловят идеи из воздуха, тут же их реализовывают, а также отличаются огромной работоспособностью. Это, как ни печально, отличается от среднего русского человека.  Как думаешь, с чем это связано?
- Да, трудолюбия у американцев много. Хотя в России тоже много таких людей – трудолюбивых, с идеями и стремящихся к чему-то. Но вообще мне сложно сравнивать, я уже стал забывать, что там в России сейчас происходит. Зато иммигранты, приезжающие в Америку, как правило, очень упорны и работоспособны, они многого добиваются здесь. Взять, например, Арнольда Шварценеггера – он ведь тоже был иммигрантом.
Могу сказать одно: в Америке народ более толерантен, им совершенно не важно, какой ты национальности.


GN: Задам тебе вопрос, как человеку, очень долго прожившему в Америке, о любопытной особенности американского характера. По сравнению со многими, американцы воспринимают мир очень легко и в их поведении и манерах часто прослеживается «киношность», некий «голливудский флёр». На твой взгляд, правильно ли это мнение и, если да, то откуда эта особенность, с чем она связана?

- Помню, когда я приехал в Америку, мне вообще казалось, что я попал в какой-то американский фильм, потому что везде ездят полицейские машины, все кушают в дайнерах (тип ресторана быстрого питания), разговаривают, как в фильмах.  Но дело в том, что в американском кино главная цель режиссера и всей съемочной команды – сделать фильм очень похожим на реальность. Здесь, например, актеров одевают в обычную одежду, в которой они ходят по улицам; снимают часто в обычных квартирах, в обычных ресторанчиках. Поэтому и возникает такое ощущение. Кино здесь очень похоже на реальность. В отличие от российского кино, где многое из того, что снимается, вообще мало похоже на реальность, за редкими исключениями. А в американском кино есть задача, чтобы люди узнали в нем себя.

GN: Значит акцент идет на характер героя, а не на внешнюю оболочку?
- Да. Главное – герой, его окружение, содержание. Содержание важнее стиля.

GN: Но, с другой стороны, всё-таки разве в нашем российском кино нет бОльшего акцента на переживаниях главного героя, то есть на то, что и отличает наш русский эмоциональный характер от других? Я понимаю, что в последнее время идет большая ориентировка на Голливуд (все эти 3D, шикарная графика), но именно акцент на личности героя, по-моему, много где до сих пор остался. Ты так не думаешь?
- Конечно, многое зависит от фильма. В России порой снимаются и хорошие фильмы, но могу сказать, что современное русское кино всё же больше ориентировано на стиль, чем на содержание. 

GN: Интересно… то есть, получается, что в русском кинематографе обнаруживается некая противоположность между тем, кем мы являемся, и тем, что мы показываем другим. Если говорить с точки зрения психологии, выходит, что американцы больше принимают себя такими, какие они есть, чем мы, русские.
- Да. Здесь есть такое: если человек беден, живет в простом районе, то это его нисколько не унижает в глазах других. И он такой же жизнерадостный, улыбается, как и тот, что живет в богатом районе, например. Я помню, что в России люди, то ли из-за климата, то ли ещё из-за чего-то, более грустные, больше жалуются на тяжелую жизнь. Здесь иначе.

GN: В завершение разговора. Скажи, какие у тебя ближайшие планы? Или ты предпочитаешь жить сегодняшним днем и не думать о глубоком будущем?
- О будущем думаю, конечно же. От того, что ты думаешь о будущем, зависит твое настоящее. Мне бы хотелось, помимо кино, заниматься благотворительностью, политикой. Но сейчас я пока занимаюсь режиссурой, занимаюсь преподавательской деятельностью. У меня есть студия, куда приезжают люди почти со всего мира, я сам веду мастер-классы и приглашаю известных актеров и режиссеров. Сейчас  я преподаю психологические аспекты режиссуры в работе с актерами в студии Лос-Анджелеса. Это то, что сейчас. Я планирую свою жизнь, а что будет дальше – посмотрим. Но планировать очень важно, это необходимая составляющая успеха.

GN: А какие ещё существуют составляющие успеха?
- Доброжелательность. Все те люди, с кем я знаком и которые достигли большого успеха, очень открыты и доброжелательны.  Так что, на мой взгляд, чтобы достичь успеха, не нужны связи: надо быть доброжелательным, иметь четкий план  и хорошую стратегию. И всё получится.


 

0 коммент.:

Отправить комментарий