Шеф-повар Мишель Ломбарди. Человек, который делает других счастливыми.



Нам очень везёт на людей. Возможно, дело действительно в простой удаче, но нам всё же кажется, что это счастливый лик нового времени. Вы наверняка знаете, что наш проект трепетно любит ресторанную сферу. Мы, как дотошные критики и эстеты, находим в создании еды не просто процесс удовлетворения физической потребности, для нас это - произведение искусства. Как очарованные странники, мы ищем среди рестораторов мира тех, кто, занимаясь бизнесом, смотрит гораздо дальше привычных шаблонов. Мы ищем Художников с большой буквы, дышащих своим любимым делом, как кислородом.
Имя Мишеля Ломбарди знакомо многим. И эти многие, возможно, знают, что он родился на юге Франции в итальянской семье; что с 12-ти лет глубоко погружен в кулинарию; что сотрудничал с влиятельнейшими людьми из мира культуры, искусства и крупного бизнеса; что работал в одних из самых знаменитых ресторанов Европы и Америки. Знают они, конечно, и то, что последние годы Мишель является шеф-поваром московского ресторана «Река Moscow».
Поверьте, то, что вы прочитаете ниже, сделает вас лучше, напомнит о том, о чём вы наверняка забыли. Мишель Ломбарди – Художник, которого мы так давно искали. Знаете, как выглядят Художники? Они внешне просты и незатейливы, как правило, много работают, но стоит заговорить с ними о закате или запахе свежего инжира, их глаза начинают искриться чем-то волшебным. Отбросьте условности – рядом с вами живут уникальные люди. И с одним из них мы вас сейчас познакомим.
__________________________

Вы много путешествовали, видели много стран, общались с представителями разных культур – всё-таки где Ваш дом?

- Там, где я оставлю свою шляпу (улыбается).

Есть в этом что-то цыганское (все смеёмся).

- А я и есть «цыган», кочевник. Мир не имеет границ. Зачем себя ограничивать чем-то одним, говорить: это - мои люди, и я принадлежу только им? Нет такого места, которому я принадлежу. Конечно, я идентифицирую себя с моими итальянскими корнями. Но я не скучаю ни по одному месту, везде быстро адаптируюсь. Я всегда остаюсь любознательным. Представьте, что вы едете в отпуск. Вы воодушевлены предстоящей поездкой, потому что знаете, что впереди - открытия. Моя жизнь – это огромный отпуск в этом смысле. Ведь я всегда двигаюсь, открываю что-то новое, новые культуры, новые люди, и у них у всех - новые идеи, мышление, и это для меня всегда как приятный бонус. Итак, где мой дом? Сейчас это Москва.

Чем вам нравится этот дом?

- Думаю, помимо того, что город интересный и красивый, здесь - плавильный котел самых разных людей, культур. Кто-то - из Сибири, Краснодара, кто-то - украинец, узбек, и так далее. Поэтому тут интересно. Удивительно тут также то, что с советских времен люди умеют отлично сосуществовать друг с другом. Они терпимы, общительны, всегда говорят «завтра будет лучше». Все, кого я встречал из русских, очень мирные и оптимисты. Таково мое мнение.


Мы во многом социально направленный проект, в связи с этим такой вопрос. Как мы поняли, Вы толерантны, предпочитаете не влезать в политику. И всё же, как Вы относитесь к тому, что происходит в мире?

- Думаю, если вы хоть однажды путешествовали, общались с людьми других культур, у вас просто не будет выбора – вы будете толерантным. Я советую всем упаковать маленький чемодан и начать путешествовать, общаться, знакомиться, пробовать еду, садиться с людьми за общий стол. Понимаете, нет никаких табу.  Даже если темно, земля поворачивается, и в какой-то момент в своем повороте она снова достигает солнца. Земля нас поддерживает.  Если земля может терпеть всё на своей спине, то мы тоже можем терпеть друг друга. Это мой ответ на вопросы многих людей. Нам надо прокладывать друг к другу тропы хорошими, добрыми словами, обмениваться идеями, вести открытые диалоги, обмениваться простыми фразами  «как дела, как ты?» На земле когда-то жил один человек, который сказал: «Любите друг друга так, как я люблю вас».  И мы до сих пор не способны следовать этому. Всё просто: у любви нет ненависти, границ, политических идеологий, это чистая эмоция и сострадание. Поэтому нам немного стоит поучиться у этого человека, который, к сожалению, принёс себя в жертву и был распят. Жизнь не так важна без любви, но если ты любишь, то жизнь важна. Это всегда было моей философией. Агрессия нас ведёт в никуда, это плохая эмоция, а жизнь слишком коротка и не стоит тратить её на подобное. Мой выбор очень однозначный.  Этот выбор был сделан давно. Я горжусь тем, кем являюсь. Горжусь традиционными ценностями, всем тем, что помогает делать маленькие шаги и исследовать новые области.

Это мировоззрение сформировалось благодаря Вашей семье?

- Во многом благодаря моей маме. Она была хрупкой, простой женщиной, но очень толерантной. Я ни разу не слышал от неё чего-то негативного по отношению к другим людям. Она была самой лучшей женщиной, которую я когда-либо встречал в своей жизни. Не потому, что она - моя мама, а потому что в ней были такие душа, мышление, позитив! Я очень благодарен всему, что получил от нее. И я пытаюсь это распространять на своих сотрудников, с которыми у нас хорошая спайка. Всё начинается с самого себя, с твоего отношения, с твоего восприятия: открой двери всем людям; подай руку женщине, выходящей из автобуса без каких-то «левых» мыслей. Галантность сейчас не так часто можно встретить.  Нам надо заглянуть в прошлое, в традиционные ценности. Ведь тебе ничего не стоит быть милым и вежливым (улыбается).

Кто, кроме вашей матери, сильно повлиял на Вас?

- Жизненный опыт. Я всегда с восхищением смотрел на великолепных «архитекторов жизни».  Например, Леонардо да Винчи, Микеланджело - они великие. Я люблю искусство, философию, историю, - они часть меня. Я не читаю книги - это скучно для меня, - но я учусь через общение, слушание. Помню мужчину 105-ти лет. Он рассказывал мне, как впервые увидел автомобиль, когда был маленьким. Рассказывал о том, как пытался его обогнать, как это было для него странным. Представьте, он видел людей, которые летали на луну! Насколько это захватывающе!  Я садился в парке, и он мне рассказывал истории.  Также помню одного чернокожего человека. Я его как-то, будучи ребенком, спросил, почему он не моется, ведь он же черный! (смеется) Он рассказывал о себе, об охоте в Кении, на его родине. Я понял, что мне интересно многое, а не что-то одно. Я считаю, это помогает лучше понимать жизнь.


При такой кочевой жизни наверняка сложно совмещать работу с семьей. У вас есть семья?

- Да, две дочери. Одна хочет пойти по моим стопам, тоже хочет стать поваром. Не хотел, чтобы она выбрала эту профессию, но, тем не менее, поддерживаю её. Сложно ли иметь семью, когда имеешь бизнес? Да, в любом бизнесе, не только ресторанном, ты должен быть предан тому, что делаешь. Твой бизнес и есть твоя жизнь.  Есть люди, которые соблюдают дистанцию (в плане ведения бизнеса). А я всегда в нем, я очень предан. В результате – да, отношения страдают. Я уже давно разведён. Но я поддерживаю детей не только финансово, но и морально. Я всегда рядом, когда они нуждаются во мне. Совмещать кочевую жизнь с семьей всегда сложно.  Но надо понимать, что делает тебя счастливым. Моя цыганская жизнь полна впечатлений. Я ушел из дома в 12 лет. Я много что видел, много с чем сталкивался, при этом всегда стараясь учиться и избегать конфронтации. 

Моя профессия – обслуживать людей.  Я счастлив, когда делаю других счастливыми, когда вижу улыбки на их лицах.  Если кто-то из гостей несчастлив, я должен разобраться в причине. Что такое слово «ресторан»? «To rest in» – отдыхать внутри. Поэтому: забудь на время свои проблемы, расслабься, сядь и позволь мне порадовать тебя, насладись двумя часами, а то и больше, своей жизни.  Я поэтому и здесь. Иногда некоторые русские меня критикуют на тему того, почему я, мол,  помогаю обслуживающему персоналу убирать со стола. Для меня это естественно, но в России боссы так не делают (улыбается). Бизнес - то же самое, что и ребенок, о котором надо заботиться. У тебя ребенок, ответственность, ты держишь его за руку и помогаешь расти. В моем бизнесе надо быть также и философом, видеть людей,  понимать их поведение. Мои сотрудники – это как большая семья.  Они все воспринимают меня как папу, а не босса. Я не верю в полную демократию, она не существует. Думаю, нужен лидер, который возьмёт ответственность на себя. Он не показывает на ошибки персонала, а приводит всё в порядок. Например, если вы делаете ошибки - это моя вина, что я неграмотно выбрал вас, недостаточно хорошо объяснил, что требуется.  Как капитан корабля, я должен быть уверен, что все в одной лодке способны помогать друг другу в случае крушения. Раз в месяц я собираю всех и объясняю, что к чему.

Ключевое – уметь прощать и просить прощения. Я не идеальный, я тоже человек, - были случаи, когда я извинялся. В плане менеджмента у России другой менталитет. Здесь надо показать себя сильным, здесь многое держится на запугивании.  Но я всегда говорю: не путайте доброту со слабостью. Я добрый, но не слабый. Я вырастил целое поколение людей, которые затем стали работать со мной (не люблю говорить  «работали на меня», предпочитаю «работали со мной»). Я никогда не отказываю в помощи, это не в моём ДНК. Не могу пройти мимо попрошаек, всегда даю, и мне не важно, на что они тратят. Это самое сложное – просить другого человека. Я не мог бы быть в этой ситуации. Нужны, видимо, такие само-деградация, низкая самооценка и жалость к себе , чтобы пойти на такое.  Мы не должны опускаться так, но должны помогать, насколько можем. Я этому пытаюсь научить своих детей. В том, что я делаю, нет религиозной основы, хотя могла бы быть. Но мы должны защищать, оберегать. Надо уважать себя и окружающих.



 А что Вами руководит, вдохновляет?

- Желание.  У всех разное понимание этого. Если хочешь чего-то, идешь и получаешь. Тяжелый путь всегда стоит того. Это мотиватор. Деньги – нет, они по сути ничего не стоят и не решают. У индейцев была самая простая и, одновременно, самая сложная философия. У них нет границ. Ветер несёт что-то, земля даёт что-то, снег покрывает, свет показывает, а темнота помогает отдыхать.  Как можно не подписываться под этим?.. А мы не уважаем всё вокруг. Губим воздух, которым дышим, в небо пускаем мусор, загрязняем…  Как по мне, у индейцев была правильная философия. Если будем слушать то, что слушали они, может, ветер что-то донесёт и раскроет для нас.  Такова моя философия.

Знаете, мы часто спрашиваем многих, есть ли у них в занятой жизни островки для отдыха, для размышлений. Как много времени у Вас остаётся для самого себя?

- Это есть всегда. Знаете, мой бизнес очень креативный: в течение дня я много анализирую, ищу новое, стараюсь вносить нечто развлекательное. Например, как можно привлечь чьё-либо внимание? Уникальностью, креативностью, шокированием, – так думают многие.

А как Bы пытаетесь?

- Стараюсь не шокировать. В этом плане я очень везучий. Идеи приходят сами, спонтанно, я специально не ищу решений, не напрягаюсь. Обычно продвигаю место, в котором живу. Последние три года спонсировал команду «Marussia» Формулы-1. Это единственный ресторан в истории, который спонсировал подобное мероприятие. Почему я поддерживаю российскую команду? Потому что живу здесь.  Здесь два новаторства: спонсирование рестораном F1 и участие российской команды в гонках. Да, я продвигаю Россию, Москву. Мы умеем делать всё в любом месте. Мы были единственными, кстати, кто готовил еду на Красной площади. Но одна идея, правда, была отклонена: я хотел создать самый высокий торт в форме Юрия Гагарина (35 метров высотой), но вмешалась бюрократия, и ничего не вышло. Это была такая прекрасная идея! До чего же безумно было нам отказать!

Вы расстроились?

- Нет, что вы. Я никогда не сдаюсь. Знаете, кто хороший продажник? Тот, перед которым много дверей, и он стучит во все, включая последнюю дверь. А я не у последней ещё двери.  Надо быть упёртым. У меня команда, ответственность и прочее. Мне важно понимать, что каждый имеет будущее в моем бизнесе. И все это мотивируется только одним – желанием!


Обычно мы спрашиваем про цели на будущее. Вас хотим спросить не столько о целях, сколько о том, чему Вы хотите еще научиться? Вы так много познаете, впитываете так много информации, эмоций! Что ещё хотите почерпнуть из этого мира?

- О, много всего (улыбается). Люблю историю. Поэтому несколько лет жил в историческом месте – Флоренции. Для меня это как вкушение сладкого яблока. Представьте, что по этим улицам много лет назад ходил Леонардо, Данте, Галилео, Макиавелли, Микеланджело. Находиться там – это чувствовать, испытывать эту красоту. И это всё было желанием одного человека – Медичи. Он был фермером, но обладал желанием быть кем-то другим. Он создал это, поменял историю, взгляды на вещи. Многое было изобретено во Флоренции: вилка и даже соус бешамель (улыбаемся).

Но Вы же там уже были. А чего ещё хочется?

- Китай. Я потрясен азиатской культурой.  Она - загадка. Китайцы - это люди, которых я ещё не раскрыл для себя. Но я сделаю это. Я проведу какое-то время там. Мир – это моя книга. Еще так много страниц, которые надо прочитать! Нет границ. Я все ещё на главе 1, еще столько всего предстоит сделать. Мало кто знает аромат апельсина, манго или инжира, только что сорванных с дерева... Этот момент! Всё только ради этого момента! Все эти эмоции, ароматы, свет – это так незаменимо.  Я понимаю художников-импрессионистов. Они ловили уникальные моменты, они их делали вечными. Мир вращается то в свете, то в темноте. Есть какое-то русское слово, которое обозначает момент, когда солнце садится, и свет становится оранжево-желтым.  Свет красноват и такое красивое отражение...

Закат...

- Фантастично! И это просто ещё одно прекрасное мгновение жизни. В этот момент, я заметил, люди очень хорошо себя ощущают и забывают про любые ограничения.


© фото/текст: Наталья Шумилова, gayanat project, 2015

0 коммент.:

Отправить комментарий