ПУТЕШЕСТВИЕ В ТУРЦИЮ: ТАИНСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ ЗАБРОШЕННОГО ГОСПИТАЛЯ (г. Сиде)


Оборонительные стены древнего турецкого Сиде даже сегодня могут защитить античные улицы, заслонив их своим мощным корпусом, словно во времена былого триумфа. Это одно из самых высоких сооружений Гранатового города, и если любопытный исследователь залезет на каменные укрепления, ему откроется восхитительный вид. На юге увидит он прекрасный, украшенный колоннами фонтан Нимфеум, в нишах которого тысячи лет назад кокетливо прятались, взмахивая гранитными ресницами, нежные нимфы, и между их длинными пальцами текли прозрачные струи ледяной воды. На западе – пески, сокрытые в них Южные ворота города, а дальше – малахитовые воды Средиземного моря. В той стороне, там, где оно сливается с небесами, по вечерам падает в волны горящее китайским фонариком солнце. На севере откроется путнику вид на главную улицу древнего града, убегающую под арку ворот Веспасиана, а далее – античный амфитеатр, в годы былого величия вмещавший в своем чреве несколько тысяч человек. Вдоль улицы раскинулось, упираясь в массивные стены театра, огромное зеленое поле.




Правда, не всякий увидит с высоты оборонительных стен, что поле, точно грибами, усеяно обломками белоснежных колонн, резных барельефов и каменных блоков. Цветами распускается витиеватый узор античной мозаики; словно белые колосья тянутся к небу ряды колоннад, и огромными покинутыми муравейниками то тут, то там пробиваются из травы стены древних домов. Это Поле руин. Здесь во времена апогея славы Сиде находились дома зажиточных горожан. Торговцы, ростовщики, рабовладельцы, воины, ремесленники – каждый из них имел здесь собственный дом, стоящий по одну из сторон крытой улицы с высокими гранитными колоннами. Сегодня путник может безнаказанно войти в любой из домов – посмотреть в узкие окна, увидеть купели, водопровод и канализацию, мозаику перед дверью, лестницу, ведущую на второй этаж дома ремесленников и кресты, выбитые твердой рукой первого христианина перед входом в жилище.


Где-то от домов остались лишь фундамент да границы стен, но порой встречаются практически полноценные жилища, которым не хватает лишь крыши. Вдоль улицы некогда стояли небольшие двухэтажные дома, но большинство из них не сохранило и свидетельств о наличии второго этажа. Пожалуй, единственное двухтысячелетнее здание, на второй этаж которого до сих пор можно попасть, Византийский госпиталь. Строение находится вдали от оживленной улицы и основных туристических маршрутов, а потому далеко не все путешественники знают о его существовании. Тем не менее госпиталь – самая заметная точка Поля руин.

Строго говоря, доказательств, что просторное двухэтажное строение служило именно медицинским целям, на сегодняшний день не найдено. Точное предназначение здания остается загадкой для многих поколений исследователей и историков, но планировка постройки напоминает более поздние госпитали сельджуков, благодаря чему руины быстро окрестили «Сидетским госпиталем». Согласно историческим документам и легендам, незадолго до падения города, в VI веке, прославленный император Юстиниан I приказал построить в Памфилии, в состав которой входил Сиде, госпиталь. Любопытно, что правитель четко указал место постройки – побережье Средиземного моря. В VI же веке, в нескольких сотнях метров от береговой линии, на Поле руин появляется двухэтажная постройка, о которой и пойдет речь. Впрочем, доподлинно до сих пор неизвестно, был ли это тот самый госпиталь, о котором говорил Юстиниан, либо же какой-то другой, да и имело ли здание какое-либо отношение к медицине вообще. Может быть, вам удастся разгадать загадку таинственного Византийского госпиталя? Впрочем, все, что обнаружили в этом таинственном месте мы, вы сейчас узнаете.


Первый этаж госпиталя находится ниже уровня земли, и любопытному путешественнику придется спуститься туда по небольшой каменной насыпи. Это напоминает просторный прохладный подвал. В здании некогда было около 15 комнат-палат, из них двенадцать дошло до наших дней. Ледяные стены имеют зеленоватый оттенок из-за многолетней плесени и мха. Пахнет сыростью и мокрой землей. С массивных арок – переходов между комнатами – звонко капает холодная вода, по стенам местами резво стекают струйки. Потолок кое-где обрушен, и сквозь зияющие раны древнего дома прорываются яркие лучи солнечного света. Недалеко от места, где упавшие своды и обломки пробитой стены образовали насыпь – выход наружу – на стене сохранилась потускневшая древняя фреска. Внутрь большого квадрата вписан круг, поврежденный сколами, а в правом нижнем углу символическое изображение куста. Есть версия, согласно которой найденная нами фреска является отображением макрокосма в представлении древних византийцев. Согласно другой теории, на ранних стадиях христианства Святую Троицу изображали в виде сочетания квадрата и круга, а куст сбоку может быть Неопалимой Купиной. Это объяснило бы многочисленные повреждения и сколы – когда арабы захватили город, они с яростью набрасывались на христианскую символику и уничтожали все, что связано с этой религией. Впрочем, это всего лишь наши предположения, а посему вот вам еще одна загадка мистического госпиталя – сможете ли вы разгадать ее?

Слева от спуска в подвалы искатель приключений может подняться на второй этаж строения. Но будьте осторожны, если собираетесь пройти туда следом за нами – во многих местах пол провалился, и в нем образовались большие отверстия. Планировка второго этажа Византийского госпиталя мало отличается от подвальных помещений: те же двенадцать комнат, те же массивные невысокие арки, их разделяющие. Считается, что некогда здесь существовал переход, соединявший верхний и нижний этажи. Потолок второго этажа давно обрушен, и от него остались лишь стены с зияющими в них огромными брешами. Кто знает, отчего образовались они, в результате воздействия времени и стихий, вражеских набегов или землетрясений. Тем не менее сквозь эти своеобразные панорамные окна можно полюбоваться прекрасным видом на Поле руин огромную территорию, усеянную руинами античных домов. С другой стороны здания можно видеть огромные городские стены, государственную агору и античный амфитеатр. Стены второго этажа хорошо прогреты ярким средиземноморским солнцем.


Но, если это мощное строение все же было тем самым госпиталем, построить который приказал император Юстиниан, принимал больных он недолго. Не больше века простояло здание с прекрасными фресками на стенах. Уже в VII веке в городские ворота ворвались арабы и сожгли город. Осквернению подверглись прекрасные античные статуи, христианские святыни, великолепная архитектура и огромная богатейшая библиотека. Множество местных жителей было вырезано захватчиками. Арабское нашествие стало началом упадка самого большого и состоятельного города Анатолии – центра развлечений и торговли, имеющего свои коммерческие сообщения с Египтом, собственный флот и даже монету. На выжженной земле не могли больше жить сидетцы, и вскоре, в X веке, после мощного землетрясения, довершившего разгром Сиде, последний горожанин вышел за пределы городских стен. Семьи массово переехали в Анталию и обосновались там, а город стоял в запустении.

Шло время. Войны и чума буйствовали в Европе, короли строили заговоры, мужчины убивали мужчин железом и огнем, а жены травили мужей ядами. Рождались и уходили поколения за поколениями, доказывая - смертно все, что попадает под железное колесо времени. Но само время доказало, что кое-что не может умереть – то, что уже было мертво. Руины величественного богатейшего города заносило песком и пылью, смешанными с солью, приносимой штормами с моря. Колумб открыл Америку, Наполеон победоносно шагал по Европе, а древние каменные стены стояли недвижимы и заброшены, забывая о своей былой славе. Почти тысячу лет никто не вспоминал о прекрасном Гранатовом городе до тех пор, пока в 1895 году изгнанные с Крита турки не прибыли на эти берега. За сотню лет они превратили город в цветущий фруктовый сад, исполняя волю богини Сиде. Лучами расходятся в стороны от города цепи пятизвездочных отелей, центральные улицы города забиты дешевой одеждой, обувью и сувенирами.



Но это лишь маска. Только внешний слой древнего города, под которым, как под вековой пылью, прячется та самая столица Анатолии. Улицы, по которым плелись вереницы рабов, воинов, торговцев и путников. Стены домов, в которых жили богатые римляне, в свободное время посиживая на пороге перед мозаичной площадкой. Амфитеатр, на арене которого гладиаторы дрались с дикими зверями, а изредка утраивались водные баталии. Фонтаны с античными статуями. Ворота с изображениями военных триумфов. Госпиталь с древними фресками на стенах. Портовые термы, где путники и торговцы отдыхали после морских путешествий. И, конечно, жители. Они практически не изменились за две тысячи лет. Та же торговля, те же войны друг с другом и с самим собой – правда, в меньших масштабах. Но все так же сидетцы пытаются ответить на вопросы, мучившие их предков. Как познать красоту? Кем были бы мы без наших предков? Что сказали нам стены, если бы могли говорить? Можно ли полюбить чужого тебе человека?

Смертен ли могучий древний город и его жители?

© Иван Кузнецов,
GAYANAT project, 2015.

0 коммент.:

Отправить комментарий