СЕРГЕЙ ГОЛУБКИН. О ТАЙНАХ И СТЕРЕОТИПАХ МИРА НОЖЕЙ.


Прямо скажем, мы не очень впечатлительны: уж очень многое видели, со многими общались, в разные области копали, и потому удивить нас не так-то просто. Ну вот, казалось бы, ножи, - ну что мы о них не знаем? Но оказалось, что в этом омуте те ещё черти водятся. И, нырнув в ножевую глубину, равнодушным остаться уже невозможно. Нашим проводником в эту тематику стал Сергей Голубкин, консультирующий людей по ножам ещё с тех времён, когда в России эта сфера только-только начинала серьёзно развиваться. Если вы наивно думаете, что здесь нет для вас ничего интересного, то спешим вас разуверить. Впрочем, лучше читайте интервью - в нём всё говорит само за себя.


ПРЕДЫСТОРИЯ И СТЕРЕОТИПЫ.

- Интерес к ножику есть, наверное, в детстве каждого мальчика. В советское время подобные увлечения не приветствовались, поэтому ножик был предметом зависти, а его обладатель вызывал уважение. В моем детстве тоже были ножи, но сейчас мы их вспоминаем с улыбкой. Первым, с большой буквы, Ножом, который у меня появился, был швейцарский, складной Victorinox. Эти ножи сами по себе культовое явление. В музее современного искусства, кажется в Нью-Йорке, выставлена одна из моделей фирмы. То есть нож превратился из просто функционального предмета в предмет искусства.

Примерно в 2000 году у меня появилось желание приобрести более-менее нормальный нож, и тогда я полез в интернет, где всё это только зарождалось. Нашёл несколько форумов, познакомился с людьми, стал ходить на встречи. И примерно в том же году сформировался Московский клуб любителей ножей. Ни о каком другом в то время речь даже не шла. Ножи были в основном импортные; наша ножевая отрасль в то время была в зачаточном состоянии.

- То есть ты стоял у истоков?

- Не совсем. К тому времени уже сформировалась компания увлеченных ножами людей, ставшая впоследствии Клубом. Я присоединился. Мы были очень разные по возрасту и занятости, но интерес к ножам нас объединял. Со временем кто-то утратил интерес или погрузился в рутину повседневных дел, а кто-то по прежнему в теме. Клуба давно нет, он изжил себя как формат общения,  сейчас сообщество любителей ножей не имеет границ и исчисляется тысячами.

Я не потерял интерес к ножам, а накопленные знания и опыт в какой-то момент удалось реализовать в профессиональной деятельности. За 16 лет через мои руки прошли тысячи ножей, я услышал сотни мнений и отзывов, и сегодня ко мне часто обращаются за советом при выборе ножа для себя или в подарок.

- Ты говорил, что о ножах существует много стереотипов. Расскажи об этом подробнее.

Основной стереотип: нож - это оружие; 95% мужчин уверены, что ношение любого ножа противозаконно. Беседуя с людьми, которые интересуются ножами или хотят их приобрести, я всегда объясняю: нож - не оружие. Ни по своему происхождению, ни по назначению, ни по сути. А если нож свободно продается в магазине - то и по закону.


Давайте представим себе примитивного человека. Вот он добыл зверя, дубинкой ли, камнем. Потом надо было что-то с ним сделать: например, снять шкуру, разделать мясо. Шкуру хотелось бы не выкидывать, а надеть на себя, а значит ею тоже нужно заняться: очистить её, раскроить, прорезать в нужных местах. То есть понадобился инструмент. На тот момент ничего, кроме дубинки и камня, не было, и в какой-то момент человек догадался примотать осколок, допустим, кремня к палке. Так появился нож. Получается, нож стал первым инструментом, первым объектом материальной культуры, который человек создал сам. Именно он стал основным стимулом для работы руками. А работа руками, мелкая моторика, как мы знаем, стимулирует развитие мозга. То есть нож - это инструмент, который помог человеку стать человеком.

А какая функция у оружия? Поразить цель, врага или добычу, при этом не попав под ответный удар. Чем дальше от тебя цель, тем лучше. С ножом в руке дистанцию соблюсти не получится, на волка или  мамонта в здравом уме с ножом не полезешь. С развитием оружия росла дистанция его применения и эффективность поражения – копье, праща, лук, арбалет, огнестрельное оружие. А нож развивался в материалах, но по форме и назначению оставался ручным инструментом.

Нож стал оружием сравнительно недавно, по историческим меркам, в основном в результате запретов на владение и ношение полноценного оружия для граждан.
И это лишь один стереотип. Многие ошибочно считают, что ножи нельзя дарить, что нож обязательно должен быть кованный, что должен рубить гвозди, что не должен тупиться годами или самозатачиваться при работе.

- А ты даешь свои ножи в чужие руки или всё же считаешь, что это всегда только персональный предмет?

- Тут есть очень тонкий момент. Дать в руки подержать, посмотреть - без проблем. Единственное, я обычно предупреждаю о том, что он острый, и о том, что можно им делать, а что нельзя. Как правило, те, кто сильнее всех удивляется тому, что ты носишь нож, первыми прибегают, когда надо что-то нарезать, отрезать или вскрыть. И обязательно сделают ножом что-то такое, что ты потом пожалеешь, что дал в чужие руки. Раз-другой, и ты уже не даешь нож, а предпочитаешь сделать всё сам.


О НАПРАВЛЕНИЯХ И РЫНКЕ НОЖЕЙ.


- Что сейчас происходит на ножевом рынке?

- Очень много интересного. Если раньше мы были рады любому американскому ножу, например, фирмы Spyderco и других подобных, которые было сложно достать, то сейчас рынок уже "наелся" серийкой. Как и в других отраслях, у ножеделов есть понятие "кастом", и вариации на эту тему. Оно означает продукцию полностью ручного изготовления (custom), вещи ручной сборки и подгонки (mid-tech, semi-custom), или улучшенная по желанию заказчика серийка (customized). Пожалуй, сегодня именно к этим направлениям приковано наибольшее внимание. Хотя сегментация интересов у любителей острого намного шире. Я, например, уже довольно давно заболел автоматическими ножами.

- Какие ещё существуют направления?

Их довольно много: по производителю, по форме, по типу, размеру, и т.д. Самый простой пример – складные ножи.  Эта группа наиболее понятна и близка для большинства из-за приемлемых размеров и удобства ношения. Кроме того, в складном ноже шире возможности для экспериментов с конструкцией и инженерными усложнениями.

Вот для примера современный складной нож Persian от компании Emerson Knives (Фото 1). Рукоять из титана и композитных материалов. Замок, не позволяющий ножу сложиться на пальцы во время работы. Сбоку на рукояти - стальная клипса для ношения ножа на кармане. Клинок с защитным полимерным покрытием и устройством для открывания ножа большим пальцем.

(Фото 1)

Или вот: культовый нож Military фирмы Spyderco (Фото 2). Этот вариант кастомизирован для меня, то есть не серийный вариант. Рукоять из титана и карбона, легкая, но удобная. Улучшена конструкция замка, усиленная клипса, клинок из редкой стали с фирменным для компании отверстием для открывания.

(Фото 2)

Кстати, компания Spyderco произвела, своего рода, революцию в складных ножах. Это они придумали клипсу для ношения ножа на кармане, отверстие в клинке для однорукого открывания, серрейтор - особый волнистый тип заточки для аварийно-спасательных работ, много экспериментировали с замками, сталями и материалами рукояти.

Когда только начинаешь интересоваться ножами, почти всё нравится и нормально ложится в руку. Но с опытом приходит понимание, что удобно или эргономично именно для твоей руки. Появляются предпочтения не только по форме и размерам, но и по технологичности. Сейчас, например, мировой тренд на флипперы (Фото 3).

(фото 3)

У этого класса ножей, как правило, на оси установлены подшипники, дающие исключительно легкий, летящий ход клинку. А в основании клинка есть выступ,  называемый плавник (англ.- flipper), который при открытом клинке является упором безопасности, а в закрытом - немного выступает из рукояти и является рычагом для выталкивания клинка. Скорость, с которой флипперы открываются, сопоставима с автоматическими ножами, а ощущения в руке и звук завораживают не меньше, чем хорошие механические часы.

Ещё одна интересная тема – клинки из узорчатых сталей, дамаска и булата (Фото 4)Когда человек только открыл для себя железо, не было ни химии, ни материаловедения. Сталь, конечно, выигрывала у бронзы или вулканического стекла, но в целом характеристики ее были не высоки. Экспериментируя с ковкой ради придания клинкам формы, кузнецы заметили, что клинок из многократно сложенной в процессе ковки стали обладает лучшей упругостью и режущими свойствами. Границы слоев стали были видны на готовом изделии, как замысловатый узор, который воспринимался как знак качества, а иногда и позволял безошибочно определить мастера.

(фото 4)

Эта технология появилась независимо в разных частях света, но самыми знаменитыми стали клинки из Сирии, поэтому сегодня узорчатую кованную сталь называют "дамаск". Сегодня кузнецы научились добиваться в процессе ковки совершенно невероятных узоров и даже рисунков. Но выбор дамаска в качестве режущего материала - не лучший вариант. Современные стали высокой очистки, легированные на определенные свойства, дадут фору любому дамаску.

- Если говорить про наших мастеров, какие можно выделить наиболее известные фирмы-производители?

Их не очень много, но нам есть чем гордиться. Например, ножи мастерской Братьев Широгоровых из Ярославля (Фото 5). Ребята появились на выставках в середине 2000-х. С каждым годом, с каждой выставкой они показывали что-то новое, осваивали материалы и технологии, развивали модельный ряд. Несколько лет назад они вышли на международный рынок и сегодня их флипперы - одни из самых узнаваемых высокотехнологичных ножей в мире. И, кстати, подделываемых, что также говорит о признании.

(фото 5)

Или ножи «Ножевой Мастерской». Под таким скромным названием работают два человека – Ашот Юрьевич Акопян и Алексей Юрьевич Кукин. Им удалось создать свой неповторимый стиль и задать стандарт высочайшего качества. Ашот Юрьевич - гениальный механик, даже флиппер делает по-своему, как отдельную, скрывающуюся в рукояти деталь. Помимо сборки своих ножей, Ашот Юрьевич отлаживает и ремонтирует ножи других мастеров. Через его руки прошли кастомы практически всех «великих», и все ножи стали работать лучше.
Есть и другие имена. Дмитрий Синькевич, известный в ножевых кругах как Сидис, Алексей Коныгин – он же Рататуй, и еще несколько людей, чей талант и мастерство оценили не только у нас но и во всём мире.

- А теперь о ценах. Какова средняя стоимость качественных ножей? Просто чтобы понимать разброс.

 - Могу сказать, что цена качественного серийного ножа начинается примерно от 100 долларов. Если нож вдвое-втрое дешевле, надо понимать, что качество и материалов, и конструкции будет во столько же хуже. Цены на кастомы - это примерно 1500 долларов и выше. Я регулярно вижу широгоровские ножи в американских интернет -магазинах. Цены на них - около 1 тыс. за мид-тэки и 2-3 тыс. за кастомы. Есть ножи, цены на которые сложно даже представить. Например кастомы Дмитрия Синькевича. Он делает очень мало ножей и, как правило, они проданы еще в процессе производства, а то и в проекте. Если такие ножи меняют хозяина, то цена для покупателя не существенна, важна уникальность изделия и руки мастера.
Очень многих неофитов поражают цены на изделия, и им порой требуется много времени на осмысление. Например, бывает, что приходит в магазин человек, узнаёт цены, шокированно переспрашивает: "Сколько?! Он что, сам кофе варит?" А потом, после нашей получасовой беседы, через несколько дней приходит вновь уже с другим отношением.

- Насколько наши бренды пользуются популярностью по миру, и вообще насколько широка "поляна" тех, кто занят ножевой темой?

- Ну вот те же Широгоровы очень известны в Америке, Европе, Азии. Они регулярно ездят на международные выставки, где гости со всего мира участвуют в аукционах на право покупки их ножей. Кроме того, часто вижу на зарубежных форумах и в интернет-магазинах ножи других наших мастеров. Стало быть, наших узнают потихоньку. Во всяком случае, прогресс есть.
Что касается "поляны" - когда в этом всём варишься, то кажется, что она широка, что все этим увлечены, все в теме. Но когда где-нибудь в рознице видишь людей, которые впервые с этим сталкиваются, понимаешь, что далеки мы от народа на самом деле (смеётся).


- Кто сегодня является основным потребителем, например, клиентом магазина, в котором ты работаешь? Это туристы, охотники?

- Большей популярностью всегда пользуются кухонные ножи. Кухня - наше всё (смеётся). Что касается складных ножей, 50 на 50. То есть половина тех, кто вовлечён в ножевую тему и просто хочет новый нож, и половина тех, кто реально собирается ими пользоваться - в лесу, в походе, в бытовых ситуациях.

- А покупают ли ножи женщины?

- Чаще всего, они покупают нож в подарок мужчинам. Но есть большое количество женщин, которые интересуются ножами, часто с эстетической точки зрения. И речь сейчас не про кухонные ножи, конечно. Есть женщины, которые берут ножи под определённые задачи: например, если они занимаются туризмом, альпинизмом, или для творческих целей. Моя жена, Катя, кстати, с самого начала вместе со мной интересовалась ножами, но потом остыла, в отличие от меня.


О ХАРАКТЕРЕ НОЖА.


- Ты говорил, что каждый день под настроение и стиль одежды носишь с собой тот или иной нож. Ты воспринимаешь ножи как отдельные, образно говоря, личности? Я имею в виду, насколько возможно, что нож может обладать своим характером, например?

- Да, нож, безусловно, имеет свой характер. Он имеет свою личную эстетику. Не всякий нож будет уместен как с джинсами, так и с костюмом. Существует даже отдельный класс, называемый Gentleman's folder. Это так называемые костюмные, джентльменские, ножи. Есть очень интересная американская фирма - ножевое ателье William Henry. Они делают ножи высочайшего качества и удивительной красоты. В производстве и отделке используют такие материалы, как кость динозавра, ископаемый коралл, натуральный перламутр, редкие породы дерева, мокумэ-гане (красивый металлический композит), драгоценные камни. Ножи довольно компактны и изящны, что позволяет их носить с деловой одеждой. Все модели делаются ограниченными сериями максимум по 500 экземпляров. Понятно, что такие ножи не дешевы и ориентированы не на массового потребителя, а скорее на того, кто ножом хочет подчеркнуть свою индивидуальность, стиль.

У нас такой класс изделий еще только ищет своего покупателя, а, например, в США их ножи и аксессуары коллекционируют многие звезды голливуда. Из тех, о ком слышал: Анджелина Джоли, Брэд Питт, Мэл Гибсон, Джо Пэрри, Пирс Броснан и другие.

- Так всё-таки какого внимания и ухода требуют к себе ножи?

- Прежде всего, они требуют уважения. То есть понимания, что нож - не ковыряло, не лом, не топор, не отвертка. А так, в принципе, нож нуждается в чистоте - его надо мыть, протирать. Иногда - смазывать, затачивать. Кстати, заточка - это отдельная тема, потому что современные стали точатся не так, как мы привыкли. Есть множество специальных камней: натуральных, керамических, алмазных. Но для заточки вручную  нужен навык, нужна твердая рука. Поэтому некоторые используют специальные устройства, которые позволяют не терять нужный угол наклона. Какого-то особого ухода нож не требует, если говорить об обычном складном или не складном. Но есть ножи более требовательные. Это автоматические ножи, особенно с фронтально выдвигаемым клинком. У них довольно сложная конструкция, поэтому нужно следить, чтобы внутрь не попали мусор, остатки пищи или жидкости.


- Сколько в твоей коллекции ножей на данный момент?

- Сложный вопрос. Проще всего их отслеживать, когда их штук двадцать, пятьдесят, шестьдесят. А потом перестаёшь фиксировать; и это не элемент снобизма, это реально так. Ножи покупаются не для счета, а для удовольствия и работы, они расползаются по коробкам, сумкам, карманам, полкам. Поди их собери для подсчета! Ну, думаю, у меня сильно за сто ножей. Причём когда только начинаешь увлекаться ими, то берёшь всё, что нравится. А потом возникают более узкие интересы. Начинаешь понимать, что всеми из них всё равно не воспользуешься. Начинается деление на то, что в пользование, что в коллекцию, что на обмен или продажу.

Я после некоторых метаний остановился на ножах компании Microtech. Их основная фишка - автоматические ножи, и тут им нет равных. Особенно интересны модели с фронтальным извлечением клинка. Очень красивые и технологичные ножи. Хотя есть у меня и ножи других производителей.


НАЧИНАЮЩИМ.


- Если человек только начинает открывать для себя эту тему, то куда ему податься, что ему почитать, какие есть сэнсэи в этой области?

- Сэнсэев как таковых нет. Здесь может быть огромное количество советчиков, причём у каждого из них свои тараканы в голове, свои предпочтения. Поэтому самое лучшее - это походить по выставкам. Из наиболее известных - это "Клинок" и "Арсенал". Есть ещё смежные, например,"Охота и Рыбалка". И самая, наверное, представительная  ежегодная - Arms&Hunting, которая проходит в Манеже. Надо походить по ним, посмотреть, подержать в руках, послушать, что говорят люди. Можно сходить на интернет-форумы. Самый известный из них - guns.ru, cтарейший оружейный форум, и там есть раздел "пятая палата", как раз посвящённая ножам. Надо ходить по магазинам, говорить с консультантами. Желательно, конечно, чтобы консультант не пытался впарить вам что-то любой ценой, а мог грамотно рассказать и помочь сделать выбор.

- Ты занимаешься ножами уже достаточно давно. Интерес всё так же высок и энтузиазм со временем не затухает?

- Интерес, я думаю, не исчезнет, но я подуспокоился в плане поиска каких-то новинок среди ножей. Слежу за новинками на рынке, но концентрируюсь на изделиях Microtech и автоматических ножах вообще. Перестал обращать внимание на новые стали. Свойства и ресурс уже созданных вполне устраивают любые пользовательские запросы. Хотя есть гики, которым интересно попробовать суперстали с супертвердостью. Всегда остается за кадром вопрос, как они будут ухаживать и затачивать эту суперсталь где-нибудь на охоте. (смеётся)
В целом, то, что мне было интересно, я уже нашёл. При этом, я слежу за рынком, за новинками, но не бросаюсь на всё, как раньше. Вообще люди, которые увлекаются ножами, часто говорят, что они постоянно ищут свой идеальный, совершенный нож. И находят что-то заветное, копят на это деньги, покупают, какое-то время восторгаются, выкладывают фотографии в соцсетях, а потом либо разочаровываются, либо просто начинают хотеть что-то новое. Но я в этом плане уже успокоился. Во многом потому, что любой нож изначально не может быть совершенен, и тут ты просто сам должен понять, что тебе надо от ножа в практическом смысле, и не строить идеалистических ожиданий. 
 
- В процессе общения с теми, кто к тебе приходит за консультацией, имеешь ли ты какую-то более глобальную задачу? Что самое важное ты бы хотел донести до людей, которые мало разбираются в ножах?

- Я бы хотел, чтобы нож перестал восприниматься как источник опасности. Чтобы мужчины перестали бояться ножа, чтобы чувствовали его продолжением руки и снова научились резать, строгать, вырезать, разделывать. И гордились своим ножом. Ведь нож сопровождал нас на протяжении всей истории, помог сформироваться человеку, выжить и устроиться в суровом мире. А сегодня , благодаря технологиям и новым материалам, нож может быть не только хорошим инструментом, но и произведением искусства.  Я рассказываю про то, как правильно воспринимать нож, что он может дать, как его удобно носить, о том, что он не является чем-то незаконным. У людей много потребностей, которые мог бы удовлетворить этот предмет. Но также и большое количество внутренних запретов и табу, вызванных искаженными представлениями, мешающими им чувствовать себя свободными в этом плане. Пожалуй, я бы хотел помочь тем, кто ко мне обращается, снять эти шоры и посмотреть на нож под иным углом. 

0 коммент.:

Отправить комментарий