ХАНГ: Рождение Нового Звука.


Говорят, что всё новое - хорошо забытое старое. В нашем же случае новое - результат соединения многовекового музыкального опыта с потребностью найти оригинальный звук, который расширил бы границы восприятия музыки.
Ханг (нем. hang), известный также как "hang drum", - новый музыкальный инструмент, и речь пойдет именно о нём.
Ханг родился на свет в 2000 году в швейцарском городе Берне. Его создатели - Феликс Ронер и Сабина Шерер - были ведомы идеей воплотить в жизнь результаты своих длительных исследований в области резонирующих перкуссионных инструментов: гонга, барабанов, тибетских чаш, колокольчиков, гамелана и многих других, найденных в разных уголках земного шара.
Ханг (hang - "рука" в переводе с бернского диалекта немецкого языка) первоначально продавался в музыкальных магазинах и в интернете, но в дальнейшем его создатели прекратили свободную продажу инструментов из-за высокого спроса. На протяжении почти десяти лет ханг был доступен лишь узкому кругу людей из-за высокой цены и сложностей в приобретении, и лишь в последние годы ситуация постепенно начала меняться. Появляются новые альтернативы, так называемые "аналоги ханга", которые на сегодняшний день производятся более чем в десяти странах мира. Для таких инструментов было придумано даже общее название - hand pan (буквально - "ручная кастрюлька"). Популярность подобных инструментов стремительно набирает обороты: тысячи людей, завороженные новым, специфическим звуком, идут на многое, чтобы прикоснуться к волшебному металлическому пану.
Так что же влечет их? И каковы скрытые возможности этого необычного инструмента?

БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПРОСТО МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ.

Всем нам известно: звук - это волна, и всё, что окружает нас, наполнено вибрациями. Ещё в древности врачи Тибета, Индии и Китая заметили, что звук на разных частотах способен воздействовать на наш организм совершенно по-разному. Например, в Индии существует система соответствия конкретных звуков определенным энергетическим центрам человека (чакрам), позволяя гармонизировать работу того или иного органа. В качестве целительных инструментов, как правило, использовались гонг и поющие чаши, изначально предназначавшиеся для шаманских практик. В Тибете широкое распространение получил звуковой массаж: брали несколько чаш разных размеров и выстраивали их в зависимости от расположения энергетических центров - либо около тела человека, либо прямо около него. Такая практика существует и в наше время по всему миру, пользуясь неизменной популярностью.
Ханг, унаследовавший звук и традиции древних инструментов, оказывает не менее сильное воздействие на организм человека. Благодаря тому, что звук извлекается более мягко, мелодично и из всего корпуса, вибрации, передающиеся телу, распространяются по всему телу более комплексно. Мы видим, что ханг вполне способен стать современной альтернативой проверенным временем целительным практикам.

ХАНГ: ОБУЧЕНИЕ И ПРОСТРАНСТВО СОВМЕСТНОГО ТВОРЧЕСТВА.

Несмотря на то, что ханг до сих пор не имеет очень широкого распространения, по миру постепенно начинают создаваться пространства, где пришедшие люди могут не только непосредственно прикоснуться к инструменту, но и научиться на нем играть, создавая целые музыкальные коллективы. В настоящее время в России существует лишь одна подобная школа, открывшая свои двери в августе 2013 года - "SUNSET class"(http://hang-drum.org/sunset/), которую основал Юрий Рубин (Morpheus).
Сам Юрий - музыкант-перкуссионист, обладатель большой коллекции этнических музыкальных инструментов. Много лет он искал "свой", идеальный звук, изучая инструменты, культуры и традиционные ритмы всего земного шара.
Пока, наконец, не открыл для себя ханг. 



Мы попросили Юру рассказать об истории возникновения проекта "SUNSET class" и возможностях, которые открываются перед его участниками. 

В Северном ГОА существует место, куда съезжаются хангисты со всего мира. Красивая традиция - провожать заходящее солнце звуками музыки на берегу океана - дала импульс к тому, чтобы выбрать именно такое название для нашего проекта.
Это символ подхода к музыкальному процессу, основанному на медитативной практике, и одновременно аллегория – как стремление к свету творчества.
Изначально цели создавать школу игры не было, шел просто музыкальная процесс - сольная игра на ханге и в составе коллектива "Альгамбра" (www.algambra.org), где звуки инструмента использовались нами в слиянии с тембрами более традиционных инструментов - гитары, арфы, перкуссии.

Однако часто после концертов ко мне подходили люди и спрашивали, каким образом они могут не только слушать игру, но и учиться самим извлекать звук из инструмента. Это же совершенно иное, особенное ощущение! И мы решили разработать определенную концепцию обучения, которая весьма сильно отличается от тех, что приняты в музыкальных школах. Интересно, что как таковой "школы" обучения на этом инструменте не существует. Большинство исполнителей осваивают его самостоятельно. То, чем мы занимаемся, это несколько ближе к медитативной практике, основанной на исполнении рисунков, характерных для ритмики и мелодики традиционной музыки Востока, Азии и Африки. Играя на нескольких инструментах одновременно, мы создаем определенные рисунки, узоры, из которых складываются поли-ритмы, красивые и не похожие одна на другую композиции. Вид коллективной игры на инструментах "семейства хангов" мало распространен из-за отсутствия широкого доступа к этому инструменту. Так что это первый в России проект, и один из нескольких в мире. Мы используем паны разного происхождения, имеющие разные тембры, разные "краски", что позволяет добиваться интересных эффектов при исполнении.



Несмотря на то, что мы существуем совсем недавно, наш коллектив не раз участвовал в различных мероприятиях - концертах в Москве и за ее пределами, городах России и странах СНГ. Помимо этого, нами организовываются культурно-обучающие поездки во многие страны мира: Индия, Марокко, Бали (Индонезия) и другие. Музыка ханга и родственных инструментов, имеющая этнические корни, совершенно по-другому звучит, к примеру, среди тропической природы или же на площадях древних городов, позволяя по-новому открывать для себя пространство звука.


GN: Кто, как правило, приходит на занятия в школу? Какие это люди? И что им дают занятия? 
В основном, это люди, которые, с одной стороны, любят музыку, занимаются духовным развитием, но, с другой стороны, всё чаще к нам приходят все те, кто желает отдохнуть после тяжелых рабочих будней, погрузиться в умиротворяющую атмосферу, найти "отдушину", попробовать что-то новое.
В каждом человеке заложен мотив творчества. То, чем мы занимаемся, это, своего рода, способ интуитивного музицирования, поэтому, используя его, вам совершенно не требуется иметь музыкального образования. Во всех нас находится много творческих способностей, и коллективная игра на инструментах дает возможность свободно открыть и развить то, что пока дремлет, и в особенности - делать это в пространстве, наполненном радостью, вместе с новыми друзьями-единомышленниками.

 
___
Мы живем в 21 веке, где на смену традиционному отношению к творчеству приходят новые способы восприятия и оригинальные решения. Почти все мелодии уже сыграны, и теперь в музыке появляются совершенно новые жанры, эклектичные, направленные на соединение разрозненного во что-то единое, обтекаемое, интуитивное. В наш век интегральности всё чаще главным мотивом для всех музыкантов (и не только для них) становится поиск своего Звука, своего Звучания. Поэтому появление именно такого инструмента, как ханг, выглядит ещё более символичным. И ещё более завораживающим.

---
фото - из личного архива Юрия Рубина.


© 2014

0 коммент.:

Отправить комментарий