Кузнец Евгений. Повелитель четырех стихий.



Есть древняя русская поговорка: «Кузнец – всем ремеслам отец». И неспроста говорили так наши предки – молот и наковальня кузнеца дали человеку все, в чем он нуждался. Подковы для лошадей, оружие, предметы быта, да и гвоздь, самая незаменимая вещь в хозяйстве, - все было сделано крепкими руками кузнечных дел мастера.  В наши дни эта профессия не умерла, как ошибочно считают многие. Напротив, она переживает второе рождение: все чаще украшения, сувениры, хозяйственную утварь и даже ограды заказывают именно кузнецам. Наша следующая история о кузнеце Евгении из Архангельской области, весёлом, добром, но беззаветно преданном своему делу человеке.
 Евгений –по-настоящему творческая личность. Еще в детском саду он полюбил театр, и с  тех пор выступал на сцене при любой удобной возможности. Много лет спустя, уже отслужив в армии, Евгений устроился слесарем на Вычегодское депо. Восемь лет подряд он крутил гайки, не видя в этой рутинной и скучной работе ничего привлекательного. Когда его друг предложил ему стать кузнецом в том же депо, Евгений знал об этой профессии только понаслышке.

- Кто такой кузнец я знал только по фильмам и мультфильмам. Мне предложили посмотреть, как они работают. Я пришел к ним в кузницу, посмотрел на работу – понравилось. Особенно привлекла в этой профессии возможность что-то сделать своими руками. Когда же я наконец пришел в кузницу, мой мир перевернулся. Я стал по-другому смотреть на жизнь: раньше я каждый день ходил на работу как на каторгу, а теперь она стала для меня праздником. Каждый день я узнавал что-то новое.



Работал Евгений в производственной кузнице, продолжая выполнять заказы депо. Несмотря на смену рода деятельности, кузнец продолжал заниматься все той же рутинной работой: изготавливал инструмент, какие-то заготовки по заказу депо. Это вскоре наскучило Евгению, который мечтал заниматься не просто ремеслом, а настоящим творчеством. Тогда наш герой решил заняться художественной ковкой.

- Мой первый учитель, Аркадий Вешняков, местный житель, обучил меня азам ковки: что можно на молоте сделать, как правильно нужно ударить молотком, рассказал, что как называется. Я ему за это очень благодарен. Потом у меня был второй учитель, владелец частной кузницы в поселке Вычегодском. Он мне стал показывать некоторые приемы художественной ковки, а дальше я сам потихоньку начал в это входить.  

Дальше – больше. Художественная ковка стала занимать в жизни кузнеца все больше места. Создание изящных авторских изделий нравилось Евгению, но он не забывал и про основную свою работу в Вычегодском депо, которому он посвятил двадцать лет своей жизни. Но тут новый поворот: с работы пришлось уволиться. «Не без помощи «хороших людей», - вздыхает кузнец. Но любимое увлечение помогло: Евгений нашел небольшую кузницу и сделал художественную ковку основным источником своего дохода. 


- Художественной ковкой я занимаюсь недолго, в основном в свое удовольствие. Сейчас же получается так, что придется сделать это еще и средством для выживания. Я пытаюсь начать свое дело, нашел себе небольшую кузенку. Она простая, раньше совхозу принадлежала, но мы хотим попробовать ее «раскрутить». Сейчас я уже занимаюсь здесь настоящей горячей ковкой.

Широким всплеском интереса к холодной ковке Евгений не доволен. Он считает, что настоящие произведения искусства, качественные авторские работы кузнец должен создавать, как и положено, при помощи двух стихий: воды и, конечно, огня. Поэтому и занимается он в основном горячей ковкой – только так могут получиться неподдельные шедевры.

- Сейчас все в основном холодной ковкой занимаются, а я не понимаю, что это такое. Навьют всяких завитушек, натыкают, приварят что-то и говорят, что это художественная ковка. Настоящая художественная ковка изначально от слова «ковать», в огне ковать. Нагрел, взял и как надо тебе загнул, сделал то, что тебе нравится. Красивую вещь только так можно сделать.

При встрече с этим человеком понимаешь, что пословица «кто о чем, а кузнец об угольях» именно о нашем знакомом. Евгений вообще о себе говорить не любит, больше о своей кузнице, о том, кто такие кузнецы, - это, по его мнению, гораздо интереснее. 


- Любая кузница - очень интересное место. Здесь сходятся четыре стихии: земля, воздух, вода и огонь. Огонь – в горне, вода – для охлаждения изделий, воздух – в мехах (в современных кузницах их заменяют специальные машины – прим.автора), а земля – железная руда, которая в ней находится. Кузница издавна считается самым чистым местом, потому что здесь нет никакой нечистой силы. Четыре стихии, постоянный гром, стук наковален отпугивает ее. Да и святые покровители Козьма и Демьян помогают. Поэтому во многих кузницах вы сможете увидеть иконку, пусть и маленькую.



…Человеческая фантазия безгранична. Ты просто берешь металл, и лепишь на него все, что хочешь. Разумеется, при помощи специальной технологии. А она в изготовлении каждой детали своя. Свой инструмент, своя приспособа, как мы это называем. Эту приспособу нужно поставить на молот – главный инструмент кузнеца. Раньше, в далекие времена, у кузнецов были помощники – молотобойцы. Мы привыкли, что кузнец это такой здоровый мужик, а на самом деле это может быть маленький, жилистый старикашечка, который просто показывает молотобойцу, куда ударить нужно, а этот уже бьет. Так вот сегодня вместо молотобойца появился молот. Ставишь на него приспособу, на которой хочешь, например, оттиск сделать. Чтобы он появился, человеку нужно сильно ударить кувалдой, и не раз, а молоту достаточно всего одного удара. Баба бьет по вальку – и на приспособе уже стоит клеймо.


Помимо скромного, творческого удовольствия, есть у Евгения и большие успехи в своем деле.
- Приезжал к нам английский актер Винни Джонс, известный по ленте «Карты, деньги, два ствола». Он снимал фильм о самых трудных профессиях мира, ездил по всему свету и пробовал на себе самую интересную и трудную работу. И у меня побывал, провел в моей кузнице два часа. Я его просил втулки пробивать, помогал он мне. Когда фильм уже был отснят, создатели сказали, что самые трудные профессии - в России.

На все вопросы о дальнейших планах Евгений отвечает радостно: «планов – громадье». Помогают и поддерживают его в этом красавица-жена и двое сыновей, которые очень горды тем, что папа работает кузнецом. А кузнец, по словам Евгения, - не просто ремесло.
- Кузнец – это своего рода художник. У каждого настоящего мастера есть свой почерк, можно по работе определить мастера, который ее изготовил. Ну как Ван Гог – это же Ван Гог, его ни с кем не сравнишь, не спутаешь.

История Евгения проста и душевна, как и его кованные изделия. Повелитель четырех стихий не жалеет о том, что в конце концов выбрал не только редкую и почетную профессию, но и нашел дело всей своей жизни, то, чем он мечтал заниматься долгие годы.
- Я счастлив. Каждый день я занимаюсь любимым делом, делаю то, что мне интересно. И я сам архитектор того, что я делаю. Надеюсь на поддержку своего кузнечного братства, своей семьи и Провидения.

Иван Кузнецов, Gayanat project © 2014

0 коммент.:

Отправить комментарий