ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ В НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ: ИСТОРИЯ ОЧЕВИДЦА

                          

В сентябре 2010 года во втором по величине городе Новой Зеландии Крайстчерче произошло сильное землетрясение магнитудой более 7 баллов, спустя несколько месяцев – ещё одно, которому суждено было разрушить большую часть спокойного города Южного острова почти до основания. Эту историю нам рассказала Елена, проживающая там уже пять лет и, по иронии судьбы, являющаяся инженером-строителем, как никто другой знающим цену разрушений.
____________________
В Новой Зеландии землетрясением никого не удивишь, потому что эта страна – одна из самых сейсмоопасных на планете. Она входит в зону Огненного Кольца, которое идет вокруг всего Тихого океана; туда также входит Япония, Новая Гвинея, западный берег США, Чили и некоторые другие. В Новой Зеландии всё это осложняется ещё и тем, что прямо по стране проходит большой разлом коры, между океанской и австралийской плитами. Причем разлом проходит таким образом, что один остров Новой Зеландии находится на одной плите, а другой остров – на другой плите, и в столице Веллингтоне эти две плиты пересекаются: одна сторона идет вверх, другая – вниз, одна плита как бы наезжает на другую. То есть с точки зрения геологии это очень нехорошее место. 

Крайстчерч считался не очень сейсмоопасным районом, потому что он находится довольно далеко от разлома. Но дело в том, что влияние этого разлома всё равно очень велико, и вся территория Новой Зеландии находится в трещинах. Позже выяснилось, что существует ещё один разлом - о всех разломах сложно знать, и о них, как правило, становится известно тогда, когда случается землетрясение. Многие из них находятся в спящем состоянии, накапливая энергию, а потом  однажды – бух.
Когда я приехала в Новую Зеландию в 2009 году, я не знала всех подробностей о сейсмоопасности. В первый месяц мне спокойно так сказали: мы ожидаем большое землетрясение. Я удивилась: ну как же люди могут знать, что оно будет, и жить так спокойно?! Но как выяснилось, это возможно, даже для меня самой. 

Первое землетрясение произошло 4 сентября 2010 года в 4.30 утра. Когда оно началось, я спала, и, проснувшись, сразу поняла, что произошло. Не было никаких вопросов. Это было страшно. Мы тогда жили в одноэтажном доме, и моя кровать была расположена рядом с выходом, так что когда землетрясение началось, мои ноги сами меня тут же вынесли на улицу. Только когда я выбежала из дома, то разум ко мне вернулся, и стали крутиться мысли: боже, что же я делаю…у меня же там осталась соседка, мне надо её спасать! 

Часто непосредственно перед толчком можно услышать шум, вызванный движением пород. И многие люди, особенно живущие на фермах,  проснулись в тот день от шума. Но я не услышала шума, поэтому для меня это событие стало сюрпризом. Прямо скажу, было страшно. Сентябрьскому землетрясению дали 7.3 балла. Жертв не было, лишь несколько обрушений на холмах, где расположены дома, и незначительные ссадины и ушибы у людей.
Нам повезло, что это было 4.30 утра и в центре, где находится большинство старых, опасных в плане обрушения зданий, никого не было. К тому же эпицентр находился довольно далеко от города, в районе Дарфолда, примерно в 40км от нас.  Так что, по сути, мы отделались легким испугом.
Многие люди тогда сразу же садились в самолеты и улетали. Следующую ночь мы почти не спали. Я лежала около двери в спальном мешке. Хотя сейчас я понимаю, что ничего страшного бы не произошло, но тогда был большой страх. 

Удивительно, насколько сильно это явление. Удивительно. Ты привыкаешь к тому, что земля незыблема, что она тяжелая. А тут она трясется с такой силой, она оживает, становится дикой… мне кажется, умом это совершенно невозможно понять.
Так как город после первого землетрясения почти не пострадал, то люди говорили: ну, значит, у нашего города хорошая карма. Но мы ещё не знали, что у нас всё ещё впереди.
Мы все думаем, что вот произошло землетрясение – значит, после этого толчка всё прекратится, и можно успокоиться. Но стоит заметить, что самое главное - это не само землетрясение, а афтершоки. Афтершоки – это толчки, следующие за землетрясением, их идет очень много подряд, с разной периодичностью и интенсивностью. 

После сентябрьского землетрясения толчки разной интенсивности всё продолжались. В Крайстчерче они были очень сильными. Даже ученые до сих пор не могут до конца понять, были ли они самостоятельными землетрясениями или последствиями того самого первого. С геологической точки зрения всё было очень сложно.

Помню, однажды у нас был праздник -
Boxing Day (День Подарков – 26 декабря). В этот день люди идут в огромные моллы на распродажи. Мы были как раз в большом шопинг-молле, в книжном магазине, когда это произошло: вдруг книги начали стремительно падать с полок вниз. В местах большого скопления народа в подобных ситуациях очень страшно: люди начинают паниковать, у кого-то совершенно неадекватная реакция, вплоть до конвульсий и истерических бросаний на пол с воплями. В тот раз никто тоже особенно не пострадал, и мы, вроде как, махнули рукой и стали спокойно жить дальше.



Но вот в феврале 2011 года случилось то самое знаковое землетрясение, которое подняло на уши все СМИ. Это было 22 февраля, будний день. Меня в городе в этот момент не было - я была в Индии. И именно там меня застала врасплох эта новость. Сообщалось, что погибло 100 с лишним человек, и это меня ввело, конечно, в неприятное состояние, ведь в Крайстчерче в тот момент находились мой мужчина и мои друзья. Было страшно лететь назад, самолет был полупустой. Все рейсы были сбиты. Когда прилетела, увидела почти вымерший город. В первые дни было очень странное ощущение. Центра города, считай, не было. Все бизнесы в городе закрыли. Правительство сразу же выделило финансовую помощь местным бизнесам, чтобы они хоть как-то смогли выжить. Кто-то стал переезжать за город или в другие районы. Никто не знал, что будет дальше. Событие такого масштаба очень ощутимо, потому что Крайстчерч – второй город в стране после Веллингтона. 

Многие люди пострадали именно на улицах (это произошло в обеденное время), потому что на них падали парапеты старых кирпичных зданий. Одно здание полностью рухнуло, и почти все, кто там находился, погибли, в том числе иностранцы. Тогда было много спасательных операций. 

В экстремальной ситуации люди ведут себя по-разному. Как правило, две реакции: либо ступор, либо стремительный бег куда глаза глядят. Например, я просто бегу, очень быстро и по направлении к выходу. Здесь с детства учат, как нужно себя вести в подобных случаях. Считается, что надо лезть под стол, прижиматься к полу и схватиться за что-то более-менее устойчивое, например, за ножку стола.
Также люди безусловно в экстремальных ситуациях сплачиваются вместе, помогают друг другу. До землетрясения я даже ни разу не разговаривала со своими соседями, а после – часто встречались, ходили в гости. Крайстчерч считается очень консервативным городом, даже в чем-то снобистским. Здесь принято иметь узкий круг общения. Поэтому очень символично, что землетрясение произошло именно в таком городе. Людям пришлось менять свои стереотипы поведения, менять круг общения, потому что старые друзья и знакомые уезжали кто куда, и приходилось приноравливаться к имеющимся условиям. К нам также приезжали из других стран с помощью – из Японии, из Австралии. Из-за того, что началось мародерство, к нам направлялась и военная помощь – оцепляли улицы, в какие-то места пускали только по паспорту.

Прошло три года. И можешь себе представить, многие люди до сих пор живут в гаражах. Конечно же, Правительство помогает, но не всем повезло. В этом плане особенно встает вопрос страховок. Большинство людей были застрахованы, и они в этом плане очень выиграли. Например, страховая компания давала деньги на строительство нового дома или на аренду жилья на первое время.

Кстати, наш город – это пример интересной закономерности: благодаря землетрясению, Крайстчерч стал сильно меняться, превратившись из скучноватого, с размеренным образом жизни города в живой конгломерат. Приехало большое количество людей, активность кипит, много иностранцев. Так как у нас всё порушилось, то инженеры-строители стали в большой чести, то есть у меня, как у инженера-строителя, проблем с работой нет никаких.

Я уже не боюсь землетрясений в Крайстчерче. Потому что город пережил очень сильную стихию, и то, что устояло тогда, скорее всего устоит и в следующий раз. Все здания, которые могли рухнуть, уже рухнули. А новые здания будут теперь построены по новым стандартам, с надежными укреплениями.  

У многих городов Новой Зеландии есть одна сложная проблема из-за того, что они находятся на побережье, где очень зыбкие почвы. Они нормальные до того момента, пока не началась тряска. Но стоит этому произойти, они тут же превращаются в суп. Дома накренились, и в тех районах теперь вполне можно снимать фильмы с апокалиптическим сюжетом. Власти практически не вкладывают деньги в решение этой проблемы – очень дорого. Даже в столице, в Веллингтоне, многое остается как есть. Никто не дает стопроцентной гарантии; никто не знает, какой силы будет следующее землетрясение и в каком направлении, поэтому единственное, что можно делать – это возводить более надежные здания и надеяться на лучшее.
Маленькие землетрясения происходят тут почти каждый день, поэтому мы к ним привыкли и уже не замечаем.

Знаешь, мы в России привыкли думать, что у нас всё плохо, а в других местах люди живут как в раю. Но всё иначе. Более того, здесь я поняла кое-что важное: силу природы. Когда люди исчезнут, то природа моментально возьмет своё. Все дороги и здания вскоре зарастут травой, и не останется и следа от былой человеческой деятельности. Поразительно.

 ____________
*Записано со слов рассказчика.


**  Подробнее о событиях: 
http://en.wikipedia.org/wiki/2010_Canterbury_earthquake
http://en.wikipedia.org/wiki/2011_Christchurch_earthquake

0 коммент.:

Отправить комментарий